27 сентября концертом в ночном клубе «Эра» завершился российский тур Алины Орловой. Молодой литовской певице пришлось дважды выйти на бис прежде, чем красноярские поклонники позволили ей закрыть крышку электропианино.
Летели облака
Как перед концертом справедливо писал коллега, Алина Орлова возникла на нашем горизонте года три назад и прославилась, в первую очередь, разошедшимися по интернету записями чужих песен. Она одинаково точно и удачно тогда присвоила себе творения Моби и Tequilajazzz, «ДДТ» и Radiohead, «Кино» и «Отпетых мошенников». Именно что присвоила, сделала их своими, так ладно подошли эти разнокалиберные и разнофактурные песни под ее звонкий балтийский акцент. Собственные сочинения Орловой тоже были ого-го, хоть и терялись на первом альбоме «Laukinis šuo dingo» в сыроватом юношеском задоре. Прошлогодний «Mutabor» записывался в Лондоне, и, в отличие от многочисленных русскоязычных записей, также сделанных в Англии, убедительно показывал, зачем вообще нужно туда ехать. Выяснилось, что ехать нужно за трепетным и наглядным звуком, в котором печально-насмешливые, как солнечный октябрьский день, песни Алины обретают силу сдерживать дыхание слушателей. Такие вот меамуры.
Миллионы медленных лилий
В первый большой российский тур Алина Орлова поехала с настоящей группой, состоящей из ударника, басиста и скрипача. И, конечно, она сама за пианино и изредка с красной гармошкой. Сразу надо сказать, что в реальности Орлова оказалась еще краше, чем на фотографиях, на которых ее живая мимика и чувственная непосредственность как-то скрадываются. При всей мрачноватой хрупкости песен в певице нет и тени декадентства или болезненного кокетства, так бывает хрупким молодое деревце или кувшин тонкой работы. Но говорить о красивых барышнях можно долго и чревато, а потому давайте все-таки попытаемся сосредоточиться на музыке. Орловской музыке живой звук и вообще пространство тоже очень идут. За ее путешествием просто интересно следить. За тем, например, как струнные переборы растворяются в пианинных трелях, а алинин вскрик переходит в скрипичную дрожь, как после легкого удара расходится звон медных тарелок, как музыка медленно сгущается в краткосрочный почти-что-построк, а по потолку уже плывут миллионы медленных лилий, огни «Титаников» и хвосты комет.
В одной из своих песен Алина Орлова поет о «красоте пустоты, пустоте красоты». На концерте мимолетная хрупкость этой красоты наконец получила зримые черты и стала красотой присутствия. А ощущение этой хрупкости даже стало сильнее, ведь теперь ее источник не бесплотный голос, а тоненькая девушка за электропианино. Кувшин, который наполнили водой, не становится прочнее кувшина пустого, теперь его разрывает еще и изнутри. Ну а дальше вы знаете. Кто услышит эти песни, тот навеки не уснет.
Саша Свистонов,
фото любезно предоставлены Сергеем Сошенко