Режиссер — Вячеслав Каминский
В ролях: Сергей Светлаков, Николай Козак, Олеся Судзиловская, Елена Коренева, Валда Бичкуте
Продолжительность — 85 мин
«Он больше не шутит» точка ру — так называется официальный сайт художественного фильма «Камень». «Он» — это герой «Ёлок» и «Нашей Раши» Сергей Светлаков. В «Камне», который он сам к тому же и продюсирует, он пробует себя не просто в драматической, а, в общем-то, ещё и отрицательной роли. Лучше бы дальше шутил, честное слово.
Завязка у «Камня» такая — герой Светлакова похищает из торгового центра белокурого шестилетнего пацана, после чего звонит его папе (Козак) и предлагает вариант — если ровно через сутки папа не покончит с собой, мальчишка умрёт. Пока папа психует, гоняет свою службу безопасности матюгами и неловко утешает грозящую впасть от горя в кататонию жену, Светлаков прячет мальчика в подвале красивого особняка на берегу реки, ходит в гости к пожилой учительнице (Коренева) играть в шахматы и угощать её дыней, и время от времени заказывает проституток — одна из которых (Бичкуте) почему-то увязывается за ним даже после исполнения заказа.
Если верить титрам, в основе «Камня» лежит чья-то книжка. Представления не имею, как с этим обстояло дело в литературном первоисточнике, но в том виде, в каком эта история представлена в кино, у «Камня» налицо серьёзный кризис идентичности. Вся сопровождающая фильм информация (ролики, афиши, даже этот адрес официального сайта) выстроена так, что главным героем настойчиво подаётся персонаж Светлакова — но сама история при этом диктует несколько иной расклад. Его антагонист — крупный бизнесмен с сомнительным прошлым, поднявшийся до таких высот из детдомовских и создавший по пути довольно крепкую семью — персонаж с куда более мощным драматическим потенциалом; человеку на наших глазах приходится буквально переосмысливать всю свою жизнь и принимать ради семьи очень непростые решения.
Светлаков же — абсолютно плоский персонаж; когда сюжет начинает объяснять причины его злодейств, хочется кинуть в экран чем-нибудь тяжелым. Выразимся так — безусловно, невозможно не сопереживать белокурому пацану из детдома, терпящему издевательства учителей и предательство лучшего друга; и настолько же невозможно сопереживать выросшему из него взрослому мужику, который, презрев представления о том, что люди обладают способностью взрослеть и меняться, сознательно выстроил всю свою жизнь вокруг пестования своей застарелой детской травмы и фантазий об отмщении за неё. К тому же вопрос о том, откуда у выросшего в детдоме мизантропа с дурным характером могли появиться вместительный новенький внедорожник, дизайнерский дом с видом на реку и нешуточные криминальные навыки, фильм умудряется не без грациозности оставить без ответа.
Не очень помогает делу и то, что аттракцион под названием «Какой из Сергея Светлакова драматический актёр?» разрешается для кого-то, возможно, обидным ответом «Да, в общем-то, никакой». Злодейство и личную трагедию своего героя Светлаков передаёт в основном унылым выражением лица и быдлячье-напористыми дворовыми интонациями в удручающе монотонном голосе. Впрочем, я бы не торопился поставить это в вину именно самому артисту. Под чутким руководством режиссера Каминского, продюсера фильма и дебютанта в режиссуре, даже такая талантливая и опытная актриса, как Елена Коренева, не столько играет, сколько бесконечно жеманничает на манер девятиклассницы, впервые в жизни вышедшей на сцену с единственной целью покрасоваться перед пацанами из соседнего двора.
Где-то в середине «Камень» на минуточку выруливает в потенциально интересную сторону. Вокруг Светлакова в какой-то момент образуется такая суррогатная семья из похищенного мальчугана и непонятно зачем уцепившейся за ним проститутки — и если бы «Камень» двинулся в эту сторону, могло бы получиться что-то интересное и неоднозначное. «Камень» же, похоже, не очень в курсе, что у него под носом мелькают такие богатые драматические возможности. Он даже не в состоянии толком объяснить, с какой именно целью или хотя бы по какому такому внутреннему импульсу проститутка остаётся со Светлаковым, что вынуждает сочувствующих девушек в зрительном зале полфильма жарко шептать «Дура, ты чё, вали оттуда быстрее!» Хочется развернуть этот прочувствованный совет в сторону всех будущих и возможных зрителей художественного фильма «Камень». Не думайте. Просто бегите отсюда.
Вердикт Кочерыжкина — на редкость беспомощная попытка забацать драматический триллер про месть