Главная
>
Статьи
>
Leonard Cohen «Old ideas»

Leonard Cohen «Old ideas»

09.02.2012
15

Каждый уважающий себя автор, пишущий рецензии, их начало обычно посвящает биографической справке и основным вехам творчества героя. Но наследие Коэна настолько разнообразно и многогранно, что вместить его историю в пару абзацев не получилось бы ни у одного мастера коротких рассказов. За свою долгую карьеру музыкант (а также поэт, писатель, сценарист и даже режиссер) прошел непростой путь от тусовки Энди Уорхола до буддистского монастыря, от фолка и кабаре к религиозным псалмам... И на днях выпустил новую пластинку.

Ее название говорит само за себя — 77-летний музыкант начинает подбивать бабки, готовясь к «поглощению темнотой» или, если хотите, «возвращению домой». Но альбом не оставляет мрачного впечатления. Это, скорее, меланхолическая пастораль (что подтверждает и дизайн обложки, разработанный самим исполнителем), навевающая элегическую грусть. Уже в первой композиции Голос «ленивого ублюдка» Коэна безраздельно властвует над музыкой, играющей роль бедной прислуги, не смеющей беспокоить хозяина, рассуждающего о жизни и смерти, Боге и любви, уродстве и красоте. Когда же тыква превращается в карету, а служанка — в Золушку, появляются поистине волшебные «коэновские» песни - «Darkness» и «Different sides».

Но чудеса заканчиваются и на авансцену вновь выходит прекрасный Голос, беседующий о сокровенном с самим собой под ненавязчивую музыку. На заднем плане слышны партии фортепиано и виолончели в медитативных балладах («Going home», «Show me the place»), народные американские инструменты в фолк-блюзах а-ля Боб Дилан («Bango», «Crazy to love you»), прекрасный бэк-вокал, органично вплетающийся в ткань музыки. И даже что-то похожее на христианский хор в «Come healing». В кабаке такое не поставишь. Бархатноголосый поп-герой — дела давно минувших дней. Все предельно лаконично и замкнуто внутри себя. Наличие слушателя не обязательно.

Как и ожидалось, альбом не стал откровением. Коэн не сказал ничего нового, зато словно закольцевал свои основные мотивы и поэтические достижения. Получился краткий конспект «старых идей», основных пунктов его творческой программы — минималистичный саунд, выдержанный в духе народных традиций буколического фолка, блюза и госпела, позволяющий сосредоточиться на сложных текстах, нашептываемых вкрадчивым хрипловатым голосом. Конспект, приятный во всех отношениях.

Вы так сможете в 77? А «последний из могикан» смог.

Викентий Ч.

Рекомендуем почитать