Режиссер — Егор Баранов
В ролях: Евгений Стычкин, Алексей Воробьев, Оксана Акиньшина, Вилле Хаапасало, Гоша Куценко, Александр Стриженов, Михаил Полицеймако
Продолжительность — 86 мин
Самоубийство — вроде не повод для смеха; но режиссер-дебютант по фамилии Баранов так не думает. «Самоубийцы» — именно комедия, причём комедия чёрная; и большая часть всего того, что в хорошей черной комедии должно быть сделано правильно, у режиссера-дебютанта по фамилии Баранов, несмотря на его довольно юный возраст, сделано правильно.
По сути, «Самоубийцы» — такой несколько запоздалый российский ответ «Бойцовскому клубу» (на момент выхода которого режиссеру Баранову было, страшно подумать, все двенадцать). С поправкой на то, что здесь в спонтанную группировку анархического толка сбиваются не разочарованные в обществе потребления мужики среднего и ниже классов, а незадачливые суицидники, у которых по разным причинам не получается довести дело до конца в одиночку.
В принципе, собирая толпу сограждан, мечтающих добровольно покинуть этот свет ради местечка в лучшем, можно было бы вполне оправданно выкатить злой и жесткий диагноз современному российскому обществу. Но режиссер Баранов и сценарист Патренин (автор, среди прочего, сериала «Возвращение Мухтара-2» и эпохальной картины «День хомячка», если кто, не дай Бог, помнит такую) не торопятся работать обличителями.
Да, у них среди банды самоубийц-отщепенцев — затюканный скрипач-гей, солдат-срочник, бегущий от дедовщины изверга-сержанта, врач поликлиники, выкинутая с работы по ложному обвинению в торговле препаратами на стороне, и бизнесмен, у которого недавно в третий с
Даже слишком успешно — идей у Баранова с Патрениным сильно больше, чем понимания, что со всем этим придуманным богачеством делать, поэтому «Самоубийцы» довольно регулярно опасно вихляют во все стороны и грозят развалиться. В них многовато лишнего — скажем, весь подсюжет про банду Гоши Куценко, в рамках которого группе самоубийц в какой-то момент приходится в прямом смысле брать штурмом бандитское логово, равно как и финальное очередное проговаривание центральной мысли о том, что на своём пути к как бы смерти герои учатся ценить жизнь.
Но на каждую глупость и ненужность у «Самоубийц» найдётся по ответной сцене или шуточке, сделанной на совесть. Скажем, невероятная сцена избиения дельфинами пловца в бассейне, или визит девочек-школьниц в морг, где для них проводится эпическая экскурсия по видам повреждения головы, сделанная на редком для нашего кино градусе смелости. Ну а того члена съемочной группы, кто откопал неизвестно где для Оксаны Акиньшиной этот вязаный костюм с оленями (увидите, поймёте), хочется просто немедленно расцеловать. В общем, «Самоубийцы» — отличное напоминание о том, что в российском кино теплится ещё какая-то своя, странная, всамделишная жизнь, отличная от эпических постановок под эгидой государственных телеканалов и преувеличенно благостных праздничных фильмов-застолий. И это приятное напоминание. Нужное.
Вердикт Кочерыжкина — немного неряшливая, но в целом неожиданно дельная чёрная комедия по-русски