Режиссер — Ти Уэст
В ролях: Сара Пэкстон, Пэт Хили, Келли МакГиллис
Продолжительность — 94 мин
Чтоб вы знали — в Америке гражданин Ти Уэст, постановщик и сценарист картины «Тайны старого отеля», входит в число наиболее перспективных представителей многообещающей поросли молодых хоррор-авторов. Почему я вам так торжественно об этом сообщаю в самом начале — по «Тайнам старого отеля» ни о чём таком ни за что не догадаешься.
С концептуальной точки зрения, «Тайны старого отеля» устроены довольно грамотно — это такая минималистская версия истории про гостиницу с привидением, разыгранная буквально на троих персонажей, с долгой атмосферной прелюдией и коротким всплеском настоящего ужаса под занавес. По фильму видно, что Уэст отлично чувствует грамматику жанра ужасов — более того, он так же хорошо понимает, как на эту грамматику обычно реагируют зрители, и периодически пытается играть на противовес.
Проблема в том, что ему банально не хватает таланта — в первую очередь сочинительского. Для того чтобы приём с медленным и постепенным аккумулированием напряжения при помощи преувеличенно-детализированного взгляда на череду довольно будничных событий, который Уэст пытается использовать в «Тайнах», работал как надо, требуется большая человеческая чуткость. Уэст вроде это понимает и пытается выстраивать практически по мини-спектаклику из каждой гримасы артистки Пэкстон — но если отдельные сценки ему порой удаются неплохо (эпический эпизод выбрасывания мусора и сцена, где скучающие сотрудники отеля спьяну разыгрывают встречу с привидением собственными силами), то на длинной дистанции ему тупо не достаёт фантазии. То, что предполагалось им атмосферной замедленностью, оборачивается ненужными длиннотами и банальной скукой.
Другой важный момент — до такого уровня новаторства, при котором долгое-долгое запрягание не приводит в конце концов вообще ни к чему, Уэст ещё не дозрел. Под занавес «Тайнам» таки приходится выпускать на экран всякую нечисть — и с этим у Уэста тоже довольно большие проблемы. Он, во-первых, откровенно жульничает — есть почти невыносимо страшная сцена спуска в подвал, которая разрешается настолько идиотским способом, что несколько секунд откровенно борешься с праведным позывом запустить чем-нибудь в экран. Во-вторых, мистическое у него устроено на редкость бестолково. Его привидения высовывают из темных углов свои синюшные рожи, кажется, только потому, что если бы не высунули, то зритель бы не понял — найти в их действиях и поступках какой-либо иной мотив не представляется возможным. И речь о непостижимости потустороннего зла тут никто не ведёт — просто придумано всё из рук вон.
Финальная сцена «Тайн» получается абсолютно показательной — камера агонизирующее медленно заглядывает из-за угла в пустой номер, долго-долго смотрит в него неподвижным взглядом, и когда зритель оказывается готов к тому, что сейчас отовсюду выскочит любая чертовщина, им прямо в лицо резко захлопывается дверь. То есть, стремление Ти Уэста вернуть жанру ужасов некоторую изначальную невинность, когда пугаться можно было самых элементарных вещей (вроде резко захлопывающейся двери), заслуживает всяческого уважения. Но к этому стремлению должно прилагаться и умение такие концепции воплощать — чего, судя по «Тайнам старого отеля», в его распоряжении абсолютно нет.
Вердикт Кочерыжкина — хоррор с правильными амбициями и абсолютно никчёмным исполнением