Вообще-то по своей основной профессии гражданин по имени Дэвид Коэпп – сценарист. При его непосредственном участии на свет появились некоторые из самых заметных голливудских картин, снятых за последние пару десятилетий – например, «Парк Юрского периода», первая «Миссия: невыполнима», «Путь Карлито», первый «Человек-паук» Сэма Рейми, «Комната страха» Финчера, «Война миров» и многое другое.
Периодически Коэпп ставит и собственные картины – которые выходят, как правило, скромнее его сценарных блокбастеров, но в то же время зачастую получаются необычнее и интереснее. Посмотрим, что он успел наснимать за свою довольно продолжительную карьеру.
Эффект спускового крючка
Первой его сольной картиной, снятой в 1996-м году, стала эта социальная драма, для видимости прикидывающаяся фантастикой. Сюжетный заход прост – в существенной части Америки без видимых причин полностью отключается электричество, и с обществом, потерявшим столь важную подпорку своего благополучного существования, начинают происходить разные интересные вещи. Семь лет спустя европейский классик Михаэль Ханеке снимет «Час волка», фильм с аналогичным заходом – и мало кем виденный «Эффект», в принципе, работает как такой мини-ханеке для старшеклассников, предельно доходчивая социальная драма о том, что человек человеку на самом деле не брат, как только речь заходит о сохранности собственной шкуры. Выступление Коэппа на эту тему выходит довольно красноречивым, хотя и не сказать, что сильно неожиданным – ближе к финалу автор проявляет себя ещё и гуманистом, что не очень вяжется с довольно внятной и хорошо продуманной мизантропией всего того, что было раньше. Ещё в фильме довольно занятным образом зафиксировалась киношная реальность середины 90-х – главные роли тут исполняют Кайл МакЛахлан и Элизабет Шу, люди, которых мы не видели в главных ролях уже чёрт знает, сколько лет. (Что вообще случилось с Элизабет Шу, кто-нибудь знает?)
Отзвуки эха
Главным фильмом конца 90-х на перспективную тему «Я вижу мертвых людей» стало, понятно, шьямалановское «Шестое чувство» - и вышедшие в один год с ним «Отзвуки эха», посвященные той же тематике, благополучно сгинули в его могучей тени. Меж тем, коэпповская экранизация книжки важного американского фантаста Ричарда Мэтисона вышла как минимум любопытной – в ней Кевин Бэйкон играет простого работягу, у которого после сеанса гипноза для смеху на вечеринке у соседей вдруг открывается канал связи с мертвыми, а конкретно с пропавшей недавно соседской девочкой, которая пытается передать ему некое послание. Мало того, что у Коэппа вышло отличное жанровое кино – атмосферное, изобретательное и довольно страшное местами; он ещё и сделал историю, наполненную, в общем-то, не очень нужными прямолинейной жанровой истории, но при этом красиво её расцвечивающими дополнительными деталями. Впрочем, рассказывать о них – портить удовольствие потенциальным зрителям; любителям качественных страшилок с уровнем интеллекта выше среднего настоятельно рекомендую дать «Отзвукам эха» шанс.
Тайное окно
Самый, возможно, заметный коэпповский проект – экранизация рассказа Стивена Кинга, главную роль в которой исполняет Джонни Депп, только-только спрыгнувший с борта первых «Пиратов Карибского моря». Участие Деппа в этом фильме стало одновременно и счастьем, и проклятьем – с одной стороны, Депп безусловно привлёк к картине повышенное зрительское внимание, с другой же, устроил в фильме такой бенефис имени себя, что зрители не разглядели в этом «Окне» ничего, кроме показательного выступления артиста. Меж тем, это довольно ладно скроенный мистический триллер – может быть, с не самым неожиданным финалом-перевертышем, но при этом с хорошей тревожной атмосферой и интересным актерским дуэтом Деппа с Джоном Туртурро. Быть может, в списке экранизаций Стивена Кинга «Тайное окно» не занимает верхних позиций, но и последних, в общем, тоже, чего там.
Город призраков
А теперь – нечто совершенно иное; снова выступление в жанре «Я вижу мертвых людей», только решенное на этот раз в комическом ключе. Пережив клиническую смерть в ходе простейшей вроде бы операции, дантист-мизантроп по фамилии Пинкус (английский комик Рикки Жерве) внезапно обретает способность видеть призраков, толпами слоняющихся по Нью-Йорку. «Город призраков» чуточку портит его довольно навязчивая назидательность – мораль о том, как важно помогать другим, прописана в фильме такими километрового размера буквами, что за авторов становится немножко неловко. Зато его почти спасает героиня Теи Леони, которая вообще, кажется, является одной из самых недооцененных комических актрис своего поколения. Каждый раз, когда она появляется на экране, «Город призраков» заметно оживает – особенно когда она принимается заниматься чем-нибудь несусветным, вроде демонстрации Жерве сохраненного в баночке пениса египетского фараона или чистки зубов своей огромной собаки.
Срочная доставка
Последний фильм Коэппа, лихой уличный боевик про парня-велокурьера, убегающего от злого коррумпированного полицейского, должен был выйти в прокат как раз в октябре – но вместо этого почему-то тихонечно пропал из всех графиков релизов. Поэтому о том, как выглядит этот фильм с участием Джозефа Гордона-Левитта (курьер) и Майкла Шэннона (злой коп), который сам Коэпп сравнивал по интонации с кинематографической версией мультика про птичку-бегуна, вечно убегающую от голодного койота, мы пока можем только фантазировать.
Сергей Мезенов