Главная
>
Статьи
>
Топ 5: фильмы Сэма Мендеса

Топ 5: фильмы Сэма Мендеса

24.10.2012
2

Совсем скоро у этого английского режиссера выйдет шестой фильм, причем открывающий в его творчестве новую фазу. Бывший театральный режиссер, не повторявшийся из фильма в фильм ни разу, внезапно ввязался в многосерийную франшизу с полувековой историей — а конкретно снял нового «Бонда», «007. Координаты Скайфолл». Давайте посмотрим, какой извилистой тропой пришёл он к этому.

Красота по-американски

Своей дебютной картиной этот немолодой уже тогда театральный режиссер из Англии совершил довольно неожиданный маневр — взял и будто бы подвел итог десятилетию американского независимого кино, сложившегося за эти десять лет (если вести отчет с Каннского триумфа «Секса, лжи и видео» Содерберга) в совершенно отдельное культурное явление. Мендес собрал в своём фильме все типичные для американских независимых темы и мотивы, и высказался по их поводу так, что результатом стали сразу пять премий «Оскар», в том числе за режиссуру и лучший фильм.

Проклятый путь

Именно здесь стало понятно, что с Сэмом Мендесом нам всем, кажется, будет сильно интереснее, чем мы могли предположить — потому что вместо того, чтобы повторять успех «Красоты по-американски», Мендес рванул совсем в другую сторону и сделал этот мрачноватый гангстерский эпос про отцов и детей, в котором собрал довольно внушительный актерский состав. В частности, Том Хэнкс здесь играет совершенно нетипичную для себя роль гангстера, а Джуд Лоу демонстрирует, насколько он дьявольски хорош в роли опасного засранца. Также «Проклятый путь» стал последним важным появлением на киноэкране легенды кино Пола Ньюмана — и его прощание с кино вышло, в общем, вполне соответствующим его статусу.

Морпехи

Третий фильм — и снова полный разворот; отменная антивоенная драма про первое вторжение в Ирак, которая больше интересовалась не политикой, а тем хаосом внутри головы отдельно взятого солдата, который воцаряется там во время службы в армии. «Морпехи» в результате стали совершенно самостоятельным явлением в колоде военного кинематографа — они не то чтобы против чего-нибудь или за что-нибудь, скорее, в них была попытка максимально честно и непредвзято посмотреть на опыт служения человека в армии, и понять, как и что этот опыт в человеке ломает — или, наоборот, затачивает.

Дорога перемен

Возвращение Мендеса в американский пригород с принципиально иными целями — здесь он на примере открыточной семьи обстоятельно рассказывает о том, что любви не бывает. Впрочем, нет, не об этом — а о том, что любви никакой не может быть, когда, строго говоря, испытывать её некому; когда люди, тайно или не тайно страдающие от того, что их любовная лодка идёт ко дну, сами, в общем, виноваты в подобном раскладе. Прекрасное отрезвляющее кино для поддержания в тонусе чувства собственной важности и тонкости устройства — как холодный душ практически действует.

В пути

И опять резкий разворот — после эпической мелодрамы про крушение семьи многословная хипстерская комедия более-менее про то же самое. Тут Мендес, ровно через десять лет после «Красоты по-американски», опять примеряет на себя находки американского независимого кино, накопившиеся за отчетное десятилетие — находки ему, правда, оказываются примерно по колено, от чего появляется дикий комический эффект. Не совсем понятно, запланированный или нет, но в любом случае «В пути» — пожалуй, самая странная веха творческого пути Сэма Мендеса. И в том, что следом за ней сразу следует фильм о Джеймсе Бонде, есть своя сюрреалистическая логика — ну, а почему бы и нет?

Рекомендуем почитать