Режиссер — Олег Фесенко
В ролях: Сергей Безруков, Анатолий Белый, Станислав Дужников, Антон Соколов, Анна Чиповская, Валерий Николаев, Ольга Кабо, Борис Клюев
Продолжительность — 115 мин
Кажется, отечественному кинематографу физически необходимо для поддержания нормальной жизнедеятельности периодически выпускать какую-нибудь откровенную залепуху. Встречайте, «1812: Уланская баллада» — кино настолько беспросветное, насколько это только возможно.
Вообще, представляется, что подобный материал идеально заточен под торжественную презентацию инвесторам, желательно с государственными связями. Судите сами — а давайте к 200-летнему юбилею Бородинской битвы зафигачим приключенческое кино для юношества на историческом материале, такие «Д’Артаньян и три мушкетера» пополам с «Пиратами Карибского моря»! С авантюрным сюжетом про то, как бравые уланы выкрадывают у Наполеона корону Российской империи! На музыку Максима Дунаевского! Со стихами Дениса Давыдова! С Безруковым в главной роли! С масштабными батальными сценами! Запустим в кино аккурат к осенним каникулам — чтобы школьникам было развлечение пополам с обучением и постижением истинного величия Родины! Профит со всех сторон — финансово, патриотически, кармически, олэй!
Правда, есть у означенной схемы и существенный недостаток — если вдруг тихонечко улизнуть из страны с полученными деньгами не выйдет, то неизбежно наступит тот неловкий момент, когда это кино придётся начать непосредственно делать. И тут главное будет не стушеваться, а крепко зажмуриться и, приговаривая «Где наша не пропадала», броситься, очертя голову, во все тяжкие в надежде, что кривая как-нибудь да вывезет.
Когда смотришь «Уланскую балладу» глазами, история её происхождения действительно представляется примерно такой — потому что объяснить чем-то иным её многочисленные особенности никак не выходит. В её ста пятнадцати минутах нет ни секунды, в которую она выглядела бы фильмом, который кому-то из вовлеченных лиц искренне хочется делать — скорее, больше похоже на дурацкую повинность, которую нужно побыстрее отбыть и забыть, как страшный сон. «Я не видел „Челюсти-3“, но видел дом, который они мне купили», говорил как-то великий английский актёр Майкл Кейн; и, глядя на то, как отчаянно кривляются не самые последние в стране актёры в «Балладе», невольно вспоминаешь эти бессмертные слова.
Станислав Дужников даёт Портоса, раскидывая неприятелей недоеденным окороком гигантских размеров и бодро похохатывая после каждого нанесённого удара. Анатолию Белому по непостижимым причинам приходится изображать карикатурного грузина. Антон Соколов бегает с подведенными глазками и немыслимой в 1812 году обесцвеченной шевелюрой. Безруков весь фильм подкручивает ус и фонтанирует бесконечным парадом как бы шутливых реплик, не способных рассмешить и третьеклассника — на одной из них даже он очевидным образом ломается прямо в кадре, страшно конфузясь лицом. Общую невозмутимость сохраняет только Валерий Николаев в роли злодея, у которого в подручных по совершенно необъясняемым причинам ходит карлик. Впрочем, он уже снимался у режиссера Фесенко в «Ведьме», ему не привыкать.
С персоналом за кадром «Уланской баллады» происходят схожие процессы. Когда начинаются динамичные сцены, режиссер Фесенко и его монтажеры умеют делать только две вещи — включать каждые несколько секунд как бы эффектный рапид (пуууу — и кто-то красиво летит с коня в замедленной съемке в сопровождении низкочастотного звукового эффекта) и заводить песню на стихи Дениса Давыдова, исполненную участниками актёрского ансамбля (звучит за фильм минимум трижды). Бородинская битва выглядит так — несколько минут по экрану туда-сюда бегает толпа людей в исторической униформе. Понять, с какими конкретными целями каждый из них бежит в ту сторону, в которую бежит, не всегда получается.
Музыка Максима Дунаевского традиционно эффектна, но существует в каком-то параллельном пространстве, не стыкуясь с событиями фильма ни ритмически, ни эмоционально ни на секунду. Впрочем, в данном случае предположение о том, что маэстро сочинил для фильма что-то, не видя ни единого кадра, вряд ли способно бросить тень на его репутацию. Наоборот — отчаянно хочется последовать его примеру и не смотреть «Уланскую балладу» никогда.
Вердикт Кочерыжкина — отечественная историческая картина, против которой бессильна вся обсценная лексика мира