Большая сцена, ~2 часа 30 минут, 12 +
Минувшей осенью, рассказывая об «отчетном концерте» лаборатории детской драматургии ClassAct — пятичасовом дрампоказе эскизов 14 пьес в постановке 3 режиссеров (ах, какие цифры!) — я употребил словосочетание «если быть честным». От подобной фразы всегда ожидаешь дурного послесловия; согласитесь, нечасто мы сталкиваемся в публицистике с оборотом вроде «если честно, всё было прекрасно». Тогда обошлось: общая эйфория от минимальной — зрительской — причастности к титаническому труду юных драматургов, актеров и режиссеров привела к тому, что хотелось замечать только хорошее — отличные сценические решения, хлесткие социальные пощечины, на которые не скупились школьники, детское остроумие и веселую, временами прямо-таки задорную актерскую игру. Однако спустя пару месяцев лабораторный материал, оструганный и ошлифованный, поместили в репертуарный план. Так вот, если быть честным, то..
.. то от трех актов в «ПравоПисании» остались только два, в каждом — по четыре истории, и это правильно, ибо такой хронометраж вполне по силам человеку с умеренным театральным аппетитом. Режиссеров тоже осталось два, по одному на акт: Алексей Крикливый, который поместил каждый из текстов в уникальную сценическую экосистему, и Роман Феодори; здесь больше мягкой, лирической патетики и, напротив, работы с потаенными смыслами текстов, которые под его водительством выбрались в большой мир.
Как и в хорошем наборе сувенирных открыток, каждая пьеса ценна, прежде всего, как элемент общей композиции — такая актуальная подборка обыденных, но острых подростковых вопросов, поданных или под оригинальным углом, или с подкупающей наивностью. Любопытно, что дети, в отличие от деструктивных взрослых, всегда прилагают к озвученным проблемам простые, но эффективные решения; так, сомнительным соблазнам сектантства и мыслям о самоубийстве поможет не поддаться семья, безвыходной ситуации не случится, если друзья и коллеги переступят через равнодушие и скупость, а если ты одинок и тебя никто не понимает, то впору задуматься о новых увлечениях. Компьютерные игры в представлении юных драматургов — это отличный способ найти друзей, современное искусство — инструмент для выражения гражданской позиции, инвалидная коляска — не столько капкан, сколько ось, вокруг которой можно закрутить целый мир, не переставая ему радоваться.
И все бы хорошо, но если смотреть на каждый из сюжетов по отдельности, то легко погрузиться в состояние дистиллированной скуки. Нехватка как литературного, так и жизненного опыта ведет к тому, что пьесы сюжетно предсказуемы, тривиальны по сути и, наконец, очень слабы стилистически, что не может скрыть даже режиссерская рука, которая аккуратно пытается поддержать текст так, где он теряет яркость. Даже маленькие шедевры вроде «Крыса крысу не боится» из первого блока-акта — образцовой комедии ошибок о любви, ревности и курении в школьных туалетах — отлично смотрелись бы в качестве эпизода молодежного сит-кома, но чересчур бесхитростны для театральной сцены.
Самое страшное, однако, что артистам играть предложенный материал тоже скучно до неимоверности. Ни у одного актера на премьере не горели глаза так, как это было во время эскизного показа, когда уже упомянутая эйфория, помноженная на бессонницу и желание мощным, красивым аккордом завершить лабораторию, позволяла вытягивать из каждого несложного персонажа яркие, смешные, цепляющие глаз характеры. Сейчас же на протяжении двух с половиной часов по вагонеточным рельсам сцены движутся аккуратно окрашенные картонные фигуры, которые время от времени изрекают речевые штампы.
Если быть честным и отложить в сторону тот факт, что спектакль, конечно, небезынтересен для любого взрослого человека, отчего-то вздумавшего получше разобраться в своих детях и том, что их на самом деле волнует — так вот, если быть честным, то «ПравоПисание» — это большая зрительская беда, и совершенно неясно, зачем театру эту беду тащить дальше на своем горбу.
Евгений Мельников,
фото: Даша Как-Там-Её