Главная
>
Статьи
>
«Эффект бабочки» / «The Butterfly Effect»

«Эффект бабочки» / «The Butterfly Effect»

09.02.2004
16
Режиссёры: Эрик Бресс, Джей Мэкки Грубер
В ролях: Эштон Кетчер, Эмми Смарт, Эрик Штольц


«Эффект бабочки» / «The Butterfly Effect»


Change one thing, change everything.

Общеизвестно, что сегодняшнее колебание крыльев мотылька в Пекине завтра может отозваться ураганом где-нибудь в Нью-Йорке. Вдохновившись теорией хаоса, трудами метеоролога Лоренца и совсем чуть-чуть рассказом «И грянул гром» Рея Бредбери, Бресс и Грубер сочинили сценарий очередного молодёжного триллера и сами взялись за его постановку. В результате мы получили возможность познакомиться с невесёлой историей эмоционально неустойчивого (герой Кетчера страдает провалами в памяти, а его отец и вовсе окончил свои дни в психиатрической клинике, что парня несколько угнетает) юноши, в тяжёлый момент открывшего удивительную «технологию», позволившую ему путешествовать в своё прошлое посредством манипуляций с памятью. Прогулки по жизни он предпринимает не в поисках приключений и не корысти ради, а только для спасения дорогих и близких ему людей и себя любимого, конечно же. Хотя, на мой взгляд, главная его проблема – нечистая совесть, и все эти неразумные действия предпринимаются исключительно для избавления от чувства вины.


«Эффект бабочки» / «The Butterfly Effect»

Судя по всему, парень не смотрел ни одной части «Назад в будущее» и поэтому не в курсе, что нельзя поменять прошлое, не изменив настоящее и будущее – у того же Бредбери всего лишь бабочку раздавили, и чем всё кончилось? Перемены, происходящие после каждого путешествия по лабиринтам памяти, оказываются куда более серьёзными, чем ожидал этот «Колумб» времени, и приводят его совсем не туда, где хотелось бы оказаться. А он раз за разом кидается исправлять прошлые ошибки с тем, чтобы совершить новые – ещё более страшные. И неизвестно, куда ещё могли завести героев фильма парадоксы времени, если бы фантазия у авторов не иссякла раньше, чем выделенные на производство картины тринадцать миллионов долларов.


«Эффект бабочки» / «The Butterfly Effect»

В психологических триллерах (это можно было бы сказать по поводу любого кино, но практика показывает, что некоторым и без приличного сценария удаётся снимать весьма успешные фильмы) сценарий - одна из важнейших составляющих успеха, а когда эксплуатируемая идея не отличается новизной, особое значение приобретают даже самые, казалось бы, незначительные детали. Мой друг, с которым мы вместе смотрели «Эффект бабочки», поделился ощущением, что в последнее время сценарии ко всем американским фильмам пишет один и тот же человек, настолько они похожи. Это, конечно, маловероятно, да и в титрах стоят разные фамилии, но вот психоаналитик у них точно один на всех. Я об этом к тому, что сюжет в целом вполне приличный, и события развиваются весьма динамично (если не брать в расчёт первые минут сорок, когда на экране наблюдается выматывающее нервы отсутствие событий и какого-либо смысла), но вот финал совершенно никакой. Чувствуется, что у сценаристов просто иссякли идеи, и концовка не соответствует предыдущим полутора часам ни по динамике, ни по смысловой нагрузке. Скорее всего, корень зла заключён в необходимом хэппи-энде: сделать его хоть сколько-то обоснованным не вышло, а обойтись без него авторы то ли побоялись, то ли продюсеры им не разрешили.


«Эффект бабочки» / «The Butterfly Effect»

«Эффект бабочки» – не самый плохой фильм, но и далеко не шедевр. Просмотр его, возможно, и заставит зрителя кое о чём задуматься, но мыслей этих хватит ненадолго и особой глубиной отличаться они не будут. Остаётся ощущение некоторой незавершенности и несерьёзности. Вполне возможно, что причиной тому так называемая «молодёжность» проекта. Люди, предыдущей работой которых был «Пункт назначения 2», не смогли уйти от всех тех свойственных «молодёжному» кино клише, которыми было испохаблено несметное количество потенциально хороших картин. Такому восприятию в немалой степени способствует и актёрский состав. Тот же Эштон Кетчер – кажется, что ещё чуть-чуть, и он сорвётся в «Где моя тачка, чувак?». А если кто из молодых актёров и порадовал, то это Этан Сапли, весьма убедительно сыгравший маргинального толстяка. В заключение не могу не заметить, что были люди, которым это кино понравилось, а кое-кто из зрителей даже искренне сопереживал герою, что выразилось в громогласном предложении «а может водочки?» в один из сложных моментов – такие вот у нас искренние и заботливые люди.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать