>
>
>
День памяти павших: Soundgarden

День памяти павших: Soundgarden

01.08.2008
1

(Решил завести такую еженедельную, отчасти немножечко фанатскую, а отчасти общеобразовательную рубрику – рассказывать время от времени, видимо, по пятницам, о группах, коих ныне больше уже не существует. Причём не лезть в данном случае в какие-то дебри старины глубокой – в одних 60-х можно погрязнуть так, что вовек не выберешься – а сосредоточиться на случаях относительно недавних, на том, что застать в живую был шанс ещё и у нас, но не повезло).

Группа SoundgardenНу, а начать сиё благое начинание мне захотелось почему-то с группы Soundgarden – группы, в значительной степени открывшей, а потом и закрывшей вопрос касательно гранджа. Да, они не были самой первой грандж-командой на свете – Green River появились до них, Melvins зашевелились на пару годков пораньше, да и Screaming Trees тоже записали к этому времени парочку пластинок. Вот только никто из этих во всех отношениях отличных ребят не был сходу номинирован на «Грэмми» за первую же свою полнометражку (это был “Ultramega OK”). Понятно, что это не довод – все эти грэмми-шрэмми попадают в действительно важные точки развития музыки довольно редко; но это как раз был тот самый случай.

Группа SoundgardenSoundgarden отличились в первую очередь тем, что собрали в себе, кажется, весь букет того, из чего потом сложился грандж как собственный стиль. В то время как те же Melvins тяготели к медленным тягучим рифам Black Sabbath, а Screaming Trees фанатели от мелодики психоделического рока, Крис Корнелл и компания тащили к себе и то, и другое, и ещё резкий панк-рок, и грязный блюз, и 70-тнический мелодичный хард, и всё остальное. И именно они же потом, к 94-му году отточили гранджевый звук до уровня искусства высокого настолько, что после этого делать в нём хоть что-нибудь дальше было немного бессмысленно – и грандж правда после этого медленно скуксился и издох, и сами Soundgarden вместе с ним, пальнув на прощание ещё одной, очень хорошей, но вообще ни в одном глазу не гранджевой пластинкой. Плюс к тому, они никогда не зацикливались на строгом следовании гранджевым формулам, которые сами и сочинили. Среди грязного гитарного мрака с непременными отчаянно-непонятными текстами (которые каждый первый лез интерпретировать как гимны наркотикам) у них попадались соляки на саксофоне, панк-номера про стояк при виде мамы одноклассника или про подножку велосипеда, развеселые песенки от лица коченеющего трупа и элегии о детстве в скаутском лагере. То есть, их возможности всегда были куда шире основ течения, с которым их вечно связывали.

Группа SoundgardenОтдельно отметим, что при всех своих подвигах на ниве общей музыкальной истории они были ещё и просто отличнейшими музыкантами. В частности, у них была одна из величайших ритм-секций в истории рок-музыки – Бен Шепперд и Мэтт Кэмерон, басист и барабанщик, оба невероятные виртуозы, умеющие самым филигранным образом творить в песнях чудеса, но не перетягивать при этом одеяло на себя. Опросите с десяток бас-гитаристов на предмет их самых любимых басовых партий ever – зуб даю, практически у каждого будет что-нибудь из Шепперда (У меня тоже одна из любимых басовых партий – его, в песне “Superunknown”, хотя я затрудняюсь связно объяснить её бесконечную прелесть).

Пройдёмся немножко по дискографии.

«Ultramega OK» (1988). Самый первый, отвратительно записанный, но уже офигительно разносторонний альбом, где есть и психоделичный грязный рок (“Flower”), и гипнотические металлические мантры (“Beyond the Wheel”), и размазанный жужжащий блюз (“Smokestack Lightnin’”), и ломовой панк (“Head Injury”). Один из ключевых альбомов становления гранджа.

Louder than Love (1989). Вторая пластинка, где они намазали психоделической гитарной грязи чуть более толстым слоем, чем было нужно. Хотя среди общего жужжания есть свои прелести – медитативные “Hands All Over” и “Loud Love”, а также та самая песня про маму одноклассника “Full On Kevin’s Mom”.

Badmotorfinger (1992) Альбом-прорыв к большой аудитории, альбом-прорыв к новым звуковым территориям; первая пластинка с Шеппердом, который заметно обогатил звуковую и стилистическую палитру группы. Из 12 вещей – 7 несомненных шедевров. То ли ещё будет…

Обложка альбома SuperunknownSuperunknown (1994) Вот она, жирная точка в истории стиля грандж, которую группа поставила в марте 1994 года – и которую Курт Кобейн всего месяцем позже смазал своим кровавым восклицательным знаком, поставленным одним нажатием спускового крючка. Альбом, к которому не подкопаешься – каждая песня как неприступная крепость. Сходу попал на первое место чарта «Биллборд», чего с Soundgarden не случалось отродясь. Одна из главных пластинок 90-х вообще – наравне с “Nevermind”, “Screamadelica”, “Music for the Jilted Generation”, “Jagged Little Pill” и всем остальным, что принято заносить в золотой фонд десятилетия.

Down on the Upside (1996) Последний, как бы не очень удачный, но на самом деле отличный альбом, на котором Soundgarden просто превратились в отличную классическую рок-группу, которой одинаково по плечу были и фолк-роковые номера со звенящей акустикой, и панк-рок с мандолинами, и депрессивные гитарные баллады, и прочая и прочая. Жаль, через год после этого всё закончилось.

После развала группы сами музыканты разбежались, кто куда. Крис Корнелл сначала записал сольник, а потом обосновался в Audioslave – которые поначалу вызывали огромный энтузиазм, но постепенно скисли самым неприятным образом и тоже развалились. (У Корнелла скоро выйдет уже третья сольная пластинка). Шепперд с гитаристом Кимом Таилом в основном залегли на дно, время от времени всплывая в качестве гостей на каких-нибудь скромных междусобойчиках. Кэмерон ещё лет десять назад осел, кажется, восьмым и, видимо, окончательным ударником в Pearl Jam, где до сих пор уверенно применяет по делу свои невероятные таланты.

Альбомы Soundgarden по-прежнему звучат фантастически.

С.М.

Да, а на следующей неделе я расскажу вам про группу Morphine. И буду каждую неделю вот так анонсировать следующий выпуск, чтобы не давать себе пути к отступлению, хаха.

Рекомендуем почитать