Надо же — к исходу нулевых, когда уже никто практически не ждал, нам всё-таки поступили все отчёты о состоянии здоровья участников большой бристольской тройки. В
Творческое наследие Massive Attack было, пожалуй, самым внушительным из всех троих. Из их дебюта «Blue Lines» вышли не только всё те же Трики и Portishead, но и половина поп-музыки
«Heligoland» в первую очередь поражает вот чем — тем, как много воздуха на этой элегантной, лёгкой пластинке. Massive Attack всегда слыли первостепенными спецами по созданию густой, параноидальной звуковой среды, вызывающей настоящую клаустрофобию — здесь же поначалу от неожиданности кажется, что MA выкатили нам не столько песни, сколько какие-то скетчи для будущих шедевров. Постепенно, впрочем, картина проясняется — фирменное внимание к каждой звуковой детали и умение сплетать затягивающую паутину звука никуда не делось. Просто в этот раз Роберт Дель Наджа и Грант Маршалл решили работать как будто без сверхзадачи, продиктованной их почти легендарным статусом — ни одна песня на «Heligoland» не пытается повторить или превзойти былые триумфы. Конечно, это автоматически означает, что второго «Blue Lines» («Protection», «Mezzanine», далее везде) на этой пластинке нет — но стоит только принять эту мысль, как «Heligoland» начнёт осторожно, будто нехотя, открывать имеющиеся в нём красоты.
Полусонный шёпот Мартины Топли-Бёрд в припеве «Babel». Хриплый речитатив Гранта Маршалла в «Splitting the Atom», единственный (к несчастью) за пластинку. Раскатистая басовая партия «Girl I Love You». Трепетная схематичность «Paradise Circus», постепенно обрастающая деталями. Неожиданно чувственный Дэймон Албарн в меланхоличной «Saturday Come Slow». Манёвр, выполняемый «Flat of the Blade» в середине, когда то, что казалось недооформленным звуковым экспериментом, разворачивается вдруг в полную мощь. Уютное покачивание «Pray for Rain», в середине вдруг принимающееся накатывать всё грознее и грознее, но потом снова возвращающееся к расслабленной меланхолии. Всё это очень, очень здорово; мелковато для репутации бесстрашных революционеров, меняющих ландшафты популярной культуры, это да, но не в этом суть. Уже за одно то, что Massive Attack, ранее ковавшие вечность кузнечными молотами, переключились на работу кисточкой для каллиграфии, их можно (и нужно) уважать. В конце концов, за любым императором всегда должно оставаться незыблемое право уехать в деревню и выращивать капусту. Особенно если капуста получается ого-го.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове