Обещания, как известно, надо выполнять – раз уж чёрт дернул пообещать рассказать о нескольких трип-хоповых (и около) пластинках, значит, надо рассказывать. И начну я с, возможно, самого лёгкого варианта – с новой пластинки Мартины Топли-Бёрд, бывшей музы и партнёрши Трики. Хотя лёгкость разговора о “The Blue God” – величина относительная и, в общем, довольно спорная. На фоне титанического “Third” от Portishead и нового альбома Трики “Knowles West Boy”, в котором хочется покопаться основательней, “The Blue God” правда кажется штучкой менее весомой. Но в данном случае это скорее вопрос слишком уж мощного фона.
“The Blue God” – первая сольная работа Топли-Бёрд за пять лет, со времён номинированного на престижную премию Mercury, но недооцененного публикой дебюта “Quixotic”. На том альбоме певица разбиралась с призраками трип-хопа с помощью рока, блюза и, как это ни странно, самого трип-хопа – а помогали ей в этом такие достойные мужчины, как Джош Хомми, Марк Ланеган, Дэвид Холмс и сам Трики. В этот раз она заручилась поддержкой всего одного мужчины – но зато сразу выбрала человека видного, талантливого и чрезвычайно актуального, а именно продюсера Брайана Бёртона, также известного, как Danger Mouse (см. Gnarls Barkley и далее по списку). Вместе с ним певица проделывает любопытный трюк – они будто пытаются доказать, что трип-хоп на самом деле пошёл не столько от хип-хопа и даба, сколько от чудной разномастной поп-музыки60-х годов.
На “The Blue God” эти двое работают практически как хирурги. Мартина осторожно выводит мелодии, то в духе беззаботных девичьих групп (“Baby Blue”, “Carnies”, “Poison”), то ближе к солнечной психоделической попсe Beach Boys (“April Grove”, “Da Da Da Da”), то склоняясь к мрачноватому соул (“Razor Tongue”) или сумеречным ритмичным считалочкам (“Phoenix”, “Something to Say”). Бёртон же аккуратно, стараясь ничего не повредить, подкладывает под это дело тихие ломкие биты, изящные шумы и прочие любопытные штучки. Получается такой рафинированный лакомый поп – сладкий, но не приторный, неординарный, но без отпугивающих острых углов, выдерживающий, словом, какое-то очень правильное и нужное равновесие между доступностью и новаторством. Уже одно это само по себе довольно смело – не так много нынешних артистов интересуются инновациями такого как бы субтильного толка. И Мартине стоит сказать огромное спасибо уже за то, что она взялась за такое дело. И, разумеется, за то, как прекрасно всё вышло.