Самым трогательным спектаклем завершающихся сегодня вечером «Норильских сезонов» стал «Андре и Дорин» от испанского Kulunka Teatro — лаконичная, щедрая на грустные зрительские улыбки драма о пожилой семейной паре, которая к преклонным годам растеряла самые важные свои воспоминания. Почему-то писать об этой постановке по горячим следам не хотелось; по прошествии же некоторого времени оказалось, что те театральные эмоции сплелись с личными переживаниями и без них не мыслятся. Если вы испытываете нечто подобное, значит, спектакль действительно удался.
Бесхитростный и всем знакомый сюжет, разумеется. Когда-то давно он покорил её своим литературным талантом, а она его — своей музыкой. Время шло, и теперь скрип смычка по виолончели приводит его в бешенство, а цокот клавиш печатной машинки расстраивает её до слез. Родной сын, навещая родителей, приходит к ним как на переговоры между Северной и Южной Кореей, которые того и гляди перерастут в настоящую войну. Тихий семейный быт убаюкивает страсть, рутина домашних дел поглощает юношеские мечты, да и не только в них дело — людям свойственно отступать в себя, там отгораживаться стенами и уже за ними, в тишине и спокойствии, возделывать сад собственной души. В молодости соседское лицо над оградой вас только позабавит или даже заинтригует, но в старости хочется запустить в чужую физиономию мотыгой: мол, оставь меня в покое! Впрочем, войны не случается: у старенькой Дорин диагностируют синдром Альцгеймера.
Неизбежный крах памяти и последующее путешествие вмиг пробудившегося от эгоистической скуки Андре сквозь воспоминания к бурной молодости — это картины одновременно и удручающе тяжелые, и искренне смешные: потрясающая пластика актеров позволяет им воссоздавать десятки типичных ситуаций, придавая происходящему легкий анекдотический флёр (порой с элементами чистейшей клоунады) при неизменной лиричности повествования. Замечательно то, что артисты за весь спектакль не произносят ни слова; у их гротескных и оттого крайне выразительных масок плотно сомкнуты губы, потому что любые слова здесь, конечно, излишни: каждый может вспомнить своих бабушек и дедушек, которые спустя многие годы супружеской жизни теперь спят в разных комнатах. Оказывается, что истоки чувств отыскать вовсе несложно, достаточно лишь маленького маячка из того времени: вроде записки, намалеванной губной помадой на клочке бумаги; пожалуй, это важный урок для тех людей, которые с особенным удовольствием уничтожают все материальные улики прошлого. Другое дело, что смысл в таких блужданиях по закоулкам былого только один — медленно угасая вслед за своей пассией, сохранять просветленное состояние духа; сколько не выжимай до капли самые бурные сюжеты здесь и сейчас, лет через пятьдесят вы вряд ли вспомните, отчего так сильно друг друга любили. Или — все-таки?
Есть такой замечательный мультфильм: «Дом из маленьких кубиков», который наверняка многие из вас видели. Так вот, он замечательно передает настроение спектакля, разве что испанские артисты предпочли финальную ноту сделать задиристой и вполне оптимистичной, как и полагается для хорошего семейного спектакля.
Евгений Мельников,
фото: www.ktyz.ru
«Норильские сезоны». Об инженерии высшего порядка
«Норильские сезоны». О Снарке и монтажниках-высотниках