Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Пластинки-2013 — Продолжаем догонять паровоз

Пластинки-2013 — Продолжаем догонять паровоз

20.11.2013
5

Обозреть всё более-менее интересное из вышедшего за довольно плодотворный 2013-й успевалось не всегда, так что продолжаем ревизию папочки с альбомами этого года.

Black Pus «All My Relations»

Сольный проект осьмирукого барабанщика Lightning Bolt Брайана Чиппендейла, не менее шибанутый на всю голову, чем его основное место работы. Без плотных басовых линий Брайана Гибсона, играющего будто на силовых кабелях, арсенал Чиппендейла ограничивается барабанами, собственным вокалом и синтетическими басами — и если вы думаете, что этого чертовски мало, «All My Relations» по полочкам разложит вам вашу неправоту. Это дикая и невероятно витальная пластинка — да, в основном состоящая из спазматических барабанных ритмов, сдобренных цифровым басовым хрустом и невнятными воплями, но Чиппендейл умудряется находить в этих элементах не только хаос и шум, но и поэзию и красоту. Довольно сумасшедшего, впрочем, толка — эту пластинку не включишь дедушке без опасения, что дедушку немедленно не хватит кондратий.

Важные треки: «1000 Years», «Word on the Street», «Hear No Evil»

Bonobo «The North Borders»

Мечтательная ностальгическая электроника родом из 90-х, прямиком с лейбла Ninja Tune, как и пятнадцать лет назад. Англичанин Саймон Грин (он и есть Bonobo) раскручивает час безукоризненного даунтемпо — запылившиеся соул-сэмплы наслаиваются на размеренные биты, атмосферные клавишные томно тлеют, в дело вступают скрипки, вибрафоны и арфы, в гости уверенным шагом заходит шикарная Эрика Баду (см. «Heaven for the Sinners»). Можно начать с того, что куда попало Баду заходить не станет, и это будет верно — чилл-аут вечеринка у Bonobo, может, не блещет новизной и экспериментальностью, но зависнуть на ней на этот час будет чертовски приятно.

Важные треки: «Emkay», «Heaven for the Sinners»

Bosnian Rainbows «Bosnian Rainbows»

В целом Омар Родригес-Лопес — человек занятой; за последние дюжину лет бывший гитарист пост-хардкоровых героев At the Drive-In не только записал пяток альбомов с прог-рокеровыми дрочерами виртуозами The Mars Volta, но и соорудил около трёх десятков сольных пластинок и снял кино. При такой плодовитости (и при том что львиную долю этих пластинок слушать, не теряя терпение, могут только самые преданные поклонники) новость о том, что у Родригеса-Лопеса образовалась новая группа вызывает только досадливо сморщенную физиономию — а зря. «Боснийские радуги» — самый внятный проект гитариста со времён тех же ATDI, бодрая песенная группа, нашедшая симпатичную точку переплавки между опасно-романтичным пост-панком, чувственным диско и расторможенным психоделическим роком. Больше всего похоже на на такой панамериканский ответ хорошей британской группе Sons and Daughters — что очень, очень круто.

Важные треки: «Eli», «Worthless», «I Cry for You», «Morning Sickness»

British Sea Power «Machineries of Joy»

Шестая пластинка хорошего британского рок-коллектива. Широкоэкранный гитарный пост-панк с интеллектуально-подкованными текстами (мысль открывающего заглавного трека любопытно перекликается с сорокинской идеей про «мясные машины»), реактивный краут-рок, пост-роковое томление, распускающиеся зарницами баллады — в принципе, на «Machineries of Joy» нет ничего такого, чего мы от BSP ещё не слышали. Впрочем, даже когда они топчутся на месте, с ними всё равно интересно, как выйти покурить в компании хороших умных людей — ничего нового не узнал, ничего особого вроде не обсуждали, а всё равно хорошо.

Важные треки: «Machineries of Joy», «Monsters ofSunderland», «When a Warm Wind Blows through the Grass»

Carcass «Surgical Steel»

Объяснить непосвященному значимость английского трио Carcass для мира экстремальной музыки — задача не для короткой рецензии, а для многостраничного журнального материала. Придётся поверить мне на слово — мало кто сделал столько же для становления экстремального металла как самостоятельного и, гм, респектабельного жанра. Начав во второй половине 80-х с лютого и ядовито-остроумного грайндкора (хотя тогда и слова-то такого не было) по мотивам медицинских справочников (разбирать тексты Carcass, наполненные ошеломительными терминами, всегда было отдельным удовольствием), Carcass постепенно выстроили прямой мостик от дэт-металла к классическому хард-року, вписав тем самым свой экстремальный стиль в общую родословную рок-музыки и, сочтя на том свою миссию выполненной, благополучно разбежались в 1996-м году, выпустив на прощание альбом под названием «Лебединая песнь». И вот — внезапное возвращение 17 лет спустя с альбомом, который будто бы подключается напрямую к 1991 году, отметая мелодичные дэт-металлические достижения эпохальных пластинок «Heartwork» и «Swan Song» и сосредотачиваясь на ядовитом, зазубренном трэше с отчётливым дэт-металлическим уклоном, сыгранном будто бы в самой преисподней. В свете того, что это звучание они уже порядком отточили больше двадцати лет назад на пластинке «Necroticism», немного неясно, почему своё возрождение Carcass решили начать именно в такой отправной точке, но стоит отметить, что и двадцать лет спустя Carcass звучат так же яростно и жутко, как раньше.

Важные треки: «Thrasher’s Abattoir», «Unfit for Human Consumption», «316 L Grade Surgical Steel»

Christine Owman «Little Beast»

Интересная шведская девушка, в чей набор инструментов на живых концертах входит укулеле, виолончель и пила. Когда-то играла и пела в психоделической группе с участниками The Cardigans, теперь записывает сольно приятную девушкину поп-готику — разреженный акустический фолк, полуночный трип-хоп, сомнамбулический шумовой поп. Призрачные мелодии, тонкий голос, неортодоскальный инструментарий; занавески и тайны, дым и зеркала, тишина и волшебство — в мире таких девичьих историй вагон и маленькая тележка, но у Кристин Оумэн получается убедительно и живо. Поэтому девушку активно поддерживают авторитетные мужчины — в Швеции она разогревала сольные концерты Роберта Планта, а две песни с пластинки «Маленькое чудовище» вместе с ней исполняет тёмный принц коллабораций Марк Лэнеган. В принципе, уже эти две фамилии тянут на готовую (и абсолютно понятную) рекомендацию.

Важные треки: «One of the Folks», «Familiar Act», «Day 1»

Colin Stetson «New History Warfare, vol. 3: To See More Light»

Сумасшедший канадский бас-саксофонист Колин Стетсон закрывает трилогию сольных альбомов под общим названием «New History Warfare». Это гулкая тревожная музыка, непохожая вообще ни на что — протяжные пульсирующие композиции, собранные из будто бы зацикленных саксофонных переливов, призрачных ритмов, задаваемых стуков саксофонных клавиш, и потусторонних подвываний. В нескольких вещах появляется и настоящий человеческий голос — Стетсону подпевает Джастин Вернон, вокалист группы Bon Iver, но от вторжения живого человека эта музыка не становится менее потусторонней, скорее наоборот.

Важные треки: «High Above theGreyGreenSea», «Who the Waves Are Roaring For», «To See More Light»

Corrections House «Last City Zero»

Очередное сборище звёзд умеренно-известной подпольно-тяжелой музыки — Скотт Келли из Neurosis, Брюс Ламонт из Yakuza, Сэнфорд Паркер из Minsk и Nachtmystium и Майк Уильямс из Eyehategod. Ламонт с Паркером пару лет назад уже исследовали классический индустриальный металл в проекте Circle of Animals, и Corrections House кажется расширением заложенных тогда идей, с поправкой на вклад новых участников. Гулкая машиностроительная тяжесть, то есть, тут вполне присутствует, но при этом расцветает новыми оттенками удушающе-серого и иссиня-чёрного — тут слышится и затмевающая небо апокалипсическая поступь Neurosis, и удушающий гитарный морок Eyehategod, и беспросветные спокен-вёрд монологи, и аскетичная мужская акустика, снабженная индустриальными звуковыми эффектами. То есть, многие тяжелые группы на свете стремятся завести разговор о разрушении и разложении современного общества — но Corrections House умудряются передать эту мысль не только своими текстами, но и собственно звучанием.

Важные треки: «Serve or Survive», «Party Leg and Three Fingers», «Last City Zero»

Рекомендуем почитать