Нойз-рок дуэт Lightning Bolt («Молния») — один из самых удачных примеров полного соответствия названия группы и исполняемой ею музыки. Воздействие от шумной, грязной, безумной звуковой атаки Lightning Bolt лучше всего описывать словом «шарахает» — эффект, о котором дуэт двух Брайанов, басиста Гибсона и будто бы многорукого барабанщика Чиппендэйла, не только прекрасно осведомлён, но и всячески старается его поддерживать. «Earthly Delights» — пятая пластинка безжалостного к барабанным перепонкам (в том числе и своим собственным; Чиппендэйл недавно признался, что за много лет исполнения шумовой музыки на пределах терпимой громкости постепенно теряет слух) барабанно-басового нойза. И этой пластинке есть много чего поведать тем, кто полагал, что количество способов размолоть слушателя в труху с помощью всего двух инструментов серьёзно ограничено.
Формула, которой Lightning Bolt успешно пользуются уже почти десятилетие, довольно проста — бас, пропущенный через серию примочек и доведенный до такого уровня, что каждый удар по струнам звучит, как извержение небольшого вулкана, ведёт скорострельную оглушительную партию, от которой мог бы заплакать от зависти и Ингви Мальмстин, а барабаны бешено заполняют всё остальное пространство непрерывным истеричным боем. Время от времени в общее звуковое месиво вклиниваются по-птичьи нечленораздельные выкрики — это Чиппендэйл кричит в динамик телефонной трубки, укрепленный у него прямо во рту. Из таких вот ингредиентов Lightning Bolt пекут уже пятую долгоиграющую пластинку, и каким-то непостижимым образом им каждый раз удаётся найти новые способы придать своему бешеному грохоту интересные формы. На «Earthly Delights» хватает приёмчиков, ранее за ними не замеченных — скажем, во «Flooded Chamber» они уходят в чистую шумовую абстракцию, правда, только за тем, что в следующей прямо за ней «Funny Farm» бодро сигануть вдруг на территорию кантри. В «Rain on Lake I’m Swimming In» они делают двухминутную милую (милую!) зарисовку в восточном стиле, а абсолютно соответствующий своему названию «Colossus» начинается с обманчиво-умиротворенного низкого старта, пока не разрастается до звуковой волны катастрофических пропорций.
Но самое важное в Lightning Bolt — пожалуй, даже не их умение столь ухарски командовать волнами дичайшего шума и складывать их в какие-то моментально узнаваемые и понятные формы, а та необузданная, заразительная витальность, что бьётся в их нарочито грубых композициях. В отличие от большинства шумовых экстремистов, Lightning Bolt кромсают звуком пространство и время не ради самого акта разрушения или проникновения в какие-то иные непостижимые миры. Им, скорее, хочется оказаться в самом центре глобального вселенского катаклизма для того, чтобы на руинах всего исполнить какую-то ритуальную пляску, примитивную и экстатическую. В финале альбома есть немыслимая композиция «Transmissionary» — исступленный, бесконечный, как будто бы в любую секунду готовый перескочить порог человеческих возможностей танец в присядку в урагане обломков сталкивающихся вокруг миров. И в этом — собственно, вся суть Lightning Bolt. Это не просто шум и гам — это священное безумие самой жизни, концентрированное до невероятной плотности. Ритуальный прыжок очертя голову изнутри себя в непостижимый хаос вокруг — без страха и с дикой улыбкой на лице.
Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение» • пр. Мира, 89, тел. (3912) 22–23–83; • Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. (3912) 34–84–74 • Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. (3912) 54–13–31