В идеале про творчество гражданина по имени Колин Стетсон надо рассказывать в виде викторины. Мол, уважаемые читатели, попробуйте-ка подумать и, не подглядывая в продолжение текста, определить — с помощью каких инструментов, и какого количества инструментов, исполняется эта музыка?
Не откладывая в долгий ящик, отвечаю — это бас-саксофон. И... всё. Один человек играет на бас-саксофоне — и больше ничего. (Вокал, понятное дело, гостевой — причём в случае представленных композиций не абы чей; поёт Шара Уорден из My Brightest Diamond, тексты читает вообще Лори Андерсон). Более того, это бас-саксофон, записанный вживую, за один-два дубля. Здесь нет ни сэмплов, ни наложения записанных в разное время разных партий; чистое живое исполнение. Хитрость в следующем — пьесы Стетсона пишутся сразу на несколько микрофонов (иногда их больше двух десятков), некоторые из которых крепятся прямо на инструменте, а некоторые и на самом исполнителе. Плюс Стетсон пользуется разными интересными приёмами и при игре — он, например, владеет методом непрерывного дыхания, которое позволяет духовикам бесконечно долго держать звук непрерывным (что примечательно, технику эту изначально разработали исполнители на диджериду), или поёт в саксофон, добавляя таким образом контрапункт к основной мелодической линии.
Получается сногсшибательная и чрезвычайно непривычная музыка — местами напоминает едва ли не какую-то экспериментальную электронику (за ритмические вещи отвечает очень близко записанный стук саксофонных клавиш). Стетсон и сам признаёт, что к такой музыке он шёл долго — начал с обычной игры на саксофоне (играет он с 10 лет, сейчас ему 35), потом получил университетское образование, изучая классическую музыку, затем ушёл во фри-джаз в духе Джона Зорна. В начале нулевых переехал в Сан-Франциско ради мечты поработать с Томом Уэйтсом — «Я подумал — он живёт где-то здесь, и если я достаточно часто буду играть в окрестностях, рано или поздно нас кто-нибудь познакомит», вспоминает он. И так в итоге и вышло: Уэйтс пригласил Стетсона поиграть на альбомах «Alice» и «Blood Money».
Потом он успел переиграть с кучей прекрасного народа — его саксофон можно услышать на пластинках LCD Soundsystem и TV on the Radio, Arcade Fire и их сайд-проекта Bell Orchestre, замечательной канадской певицы Лесли Файст и многих других. Сейчас он входит в гастрольные составы сразу двух главнейших инди-групп Северной Америки — Arcade Fire и Bon Iver, а сольные пластинки ему помогают записывать прекраснейший люди с канадского лейбла Constellation, то есть, те же граждане, что состоят, например, в Evangelista и Silver Mt Zion. Сольно он записал две полнометражных пластинки под общим заголовком «New History Warfare» — предполагается, что это будет трилогия. Второй альбом, с подзаголовком «Judges» я безостановочно слушаю уже который день — феноменальная штука.
Вот так вот под занавес года наткнуться на музыкальное открытие года — это очень круто всё-таки.
Сергей Мезенов
Colin Stetson - Part of Me Apart from You from Dan Huiting on Vimeo. Colin Stetson "Those Who Didn't Run" from Isaac Gale on Vimeo.