Interstellar, США, 2014
Режиссёр — Кристофер Нолан
В ролях: Мэтью МакКоннахи, Джессика Честейн, Энн Хэтэуэй, Майкл Кейн, Уэс Бентли, Дэвид Гьяси, Джон Литгоу, Мэтт Деймон, Эллен Бёрстин, Кейси Аффлек
Продолжительность — 169 мин.
Кристофер Нолан летит в космос искать смысл жизни — и даже, вы будете смеяться, находит. «Интерстеллар» — его эпический отчёт об этом, который можно свести примерно к следующим мыслям: в космосе очень красиво и временами страшно, но главное в жизни — это любовь.
За шестнадцать лет в мировом кино (и где-то половину из них — в должности главного спасителя большого развлекательного кино) Кристофер Нолан успел дать нам возможность довольно досконально изучить его кинематографические привычки. В «Интерстеллар», который он задумывал этаким приветом думающим блокбастерам прошлого типа спилберговских «Близких контактов третьей степени», все они снова как на ладони — бесконечный первый акт, отчаянно начинённый многозначительной экспозиционной говорильней, амбициозные идеи, зачитываемые прямо в кадре будто из учебника, техническое совершенство, сметающий с ног ритм. Другое дело, что в этот раз Нолан берётся за своё самое большое повествование, про сохранение жизни всего человечества — что автоматически увеличивает все особенности его фильмов в разы. Да, все — и совершенство, и ритм, и говорильню, и прямолинейность по учебнику.
В «Интерстеллар» Нолан оказывается этаким гипертрофированным учёным в нелепых очках, который вознамерился рассказать лирический эпос о бесконечности человеческих возможностей и несокрушимой силе любви, но свободно владеет при этом исключительно суховатым языком математических формул. Вернее, дело даже не в языке. Человеческие отношения в представлении Нолана, как бы он ни сочинял пылкие и страстные монологи о любви (один такой в исполнении Энн Хэтэуэй — узловая точка фильма) — такая же математика, поддающаяся понятному программированию через понятные формулы. Его ещё хватает на то, чтобы вложить в метафорические уста робота шутку про то, каким образом надо подавать информацию эмоциональным существам типа людей, но проявить такое же понимание относительно эмоциональных существ, смотрящих его фильм, он отчего-то забывает — или, в отличие от робота, в принципе не имеет этот пункт прописанным в своих настройках.
В «Интерстеллар» он, безусловно, хватается за очень большие идеи, но всё время будто бы смотрит на свою публику сверху вниз, беспокоясь, что она не успевает за его амбициями. Здесь нет ни одной важной для фильма и для режиссёра мысли, не проговорённой вслух с торжественной серьёзностью множество раз. Причём это касается как научной, так и эмоциональной части фильма — здесь постоянно твердят не только про относительность, чёрные дыры и сингулярность, но и про любовь и бесконечную важность семьи. Но если с подкреплением фантастического и научного трёпа в кадре в «Интерстеллар» всё более-менее в порядке (кажется, это первый фильм на свете, попытавшийся заглянуть внутрь чёрной дыры), то с эмоциями несколько сложнее.
Каждый раз, когда кино перестаёт говорить о них и пытается показать, начинается мелодрама оперного размаха, с которой не в состоянии справиться даже артисты уровня МакКоннахи. Более того, эмоциональная логика почти всех персонажей пугающе одномерна — герои Нолана живут и чувствуют в системе координат «действие — последствие», оставляющей за скобками такие человеческие штуки, как сомнение или прощение, принятие или отчаяние. Человека посылают для освоения космоса вместо робота именно благодаря его умению импровизировать, подстраиваться под изменяющиеся условия, бывшие ранее неизвестными, говорит в какой-то момент один из героев фильма, и это ещё одна смешная нестыковка, когда устный текст оказывается не совсем равен сюжетному — вовсю проявляя это умение в различных опасных ситуациях, герои «Интерстеллар» категорически не в состоянии использовать его и в делах сердечных.
Вырастив в себе за эти шестнадцать лет первоклассного технолога, одного из лучших в большом современном кино, Нолан превращает «Интерстеллар» в роскошное визуальное полотно. Путешествия по глубинам космоса и столкновения с непрогнозируемыми опасностями неизведанных миров по-честному захватывают дух, а одна совершенно невероятная по исполнению сцена настойчиво кажется этакой хулиганской открыткой Альфонсо Куарону с текстом в духе «Эй, Альфонсо, спорим, что я успею сделать всю „Гравитацию“ за пятнадцать минут?» Но все эти невероятные технологии — особенно подкреплённые неумением (или нежеланием?) шлёпать Ганса Циммера по рукам каждый раз, когда тому хочется азартно надавить на все клавиши органа разом (а хочется ему этого примерно полтора часа из трех) — никак не могут спасти «Интерстеллар» от собственного деловито расчерченного по линеечке сценария. Многие (и, судя по некоторым деталям, сам Нолан в их числе) думали, что здесь будет нолановская «Космическая одиссея» — и никто, кажется, не был готов, что вместо этого нас ждёт нолановская «Загадочная история Бенджамина Баттона».
Вердикт — эпическая космическая мелодрама — грандиозная в космической части, не особенно в мелодраматической