Виной всему этому товарищ по имени Сет Грэм-Смит, который семь лет первым додумался хирургическим образом скрестить благовоспитанную прозу Джейн Остен с боевым хоррором про зомби-апокалипсис.
Режиссёр: Бёрр Стиарс
В ролях: Лили Джеймс, Сэм Райли, Белла Хиткоат, Дуглас Бут, Чарльз Дэнс, Лена Хеди, Мэтт Смит, Салли Филипс
Продолжительность — 107 мин.
Его «Гордость и предубеждение и зомби» быстренько взлетела на вершину хит-парада бестселлеров, породила целую волну подражаний, часто за его же авторством («Андроид Каренина», «Чувства и чувствительность и морские чудовища»), и была бодро подхвачена Голливудом под белы рученьки для неотвратимой экранизации.
Главную роль загорелась сыграть Натали Портман, а постановкой должен был заняться номинант на «Оскара» Дэвид О. Рассел, но о том, какой могла бы быть их совместная версия, сейчас можно только мечтать. За семь лет проект прошёл через целую череду умеренно именитых постановщиков, и все отваливались ещё на стадии планирования. Интуитивно прекрасно понятно, о какой вопрос всё больно стукались — как, чёрт возьми, можно успешно инсталлировать на экране боевой зомби-хоррор в викторианскую мелодраму о воспитании чувств?
Опять-таки интуитивно кажется, что Бёрр Стиарс, постановщик симпатичного инди-фильма «Игби идёт ко дну», должен был отыскать убедительный ответ, раз уж в титрах красуется именно его фамилия. Это, однако, тот случай, когда интуиции доверять не стоит; «Гордость и предубеждение и зомби» в версии Стиарса — один час сорок семь минут растерянного пожимания плеч в ответ на животрепещущий вопрос о том, как такую историю нужно снимать.
В «Гордости и предубеждении и зомби» есть ровно одна (ещё раз — одна) сцена, в которой составляющие эту историю жанры сходятся так, что высекают друг о друга искры — объяснение между Элизабет и мистером Дарси, в котором цветистый слог разговора о чувствах в обществе подкрепляется остроумно придуманной схваткой с участием кочерги и ножа для писем. Всё остальное время в фильме неловко царит такая специальная безвоздушная условность, какую можно встретить в сценических номерах в средней школе по сценарию учителей и в кино класса (сильно) ниже среднего. Мол, мы тут что-то изобразили, как уж сумели, а вы там силой собственного воображения дофантазируйте, что встретились сейчас с настоящим полноценным искусством.
Понятно, это конкретное детище не видело особой ласки со стороны времени и реальности. Здесь люди мужественно пытаются изобразить эпическую альтернативную историю средствами сурово ограниченного бюджета — что им нужно было минимум ещё трижды столько же, сколько было, грустно очевидно практически в каждом кадре — да ещё и в рамках детского рейтинга PG-13. К тому же за время пути картины к большому экрану эта конкретная собака не только подросла, но и благополучно и не особенно заметно издохла. Когда «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» Тимура Бекмамбетова, по всё тому же вездесущему Грэму-Смиту, не то чтобы прямо грохнулся оземь, но и не особо высоко взлетел, широкий интерес к мэш-апам тихонько схлынул сам собой — а было это, ох, батюшки, четыре года назад.
По всем этим поводам, сделавшим дорогу «Гордости и предубеждения и зомби» значительно более тернистой, фильму, конечно, можно искренне посочувствовать — но как бы ни хотелось, хотя бы из чувства симпатии к бесстрашно выступающим против непреодолимых препятствий, верить в то, что экранизация гордо и бодро всё преодолеет, эта вера тихонько умирает уже минуте к тридцатой.
Тон не даётся Стиарсу категорически — он то шутит, где не надо, то не шутит, где надо, а хоррор и битвы за буквально единичными исключениями спускает на ленивых тормозах дёрганого монтажа и чавкающих звуковых эффектов.
Вышедшая на замену оставшейся в продюсерском чине Портман молодая британка Лили Джеймс, невзирая на довольно трагические окружающие обстоятельства, мужественно даёт лучезарное представление под девизом «Здравствуйте, я будущая кинозвезда» — если завтра-послезавтра девушке начнут отдавать все роли, что обычно шли молодой Кире Найтли, не удивляйтесь, так надо.
Сэм Райли в роли мистера Дарси, наоборот, каждую секунду словно находится на волоске от того, чтобы начать озираться с отчаянной тоской в глазах и причитаниями о том, как окружающая ситуация незаметно обернулась столь досадной.
Остальной актёрский состав увлечённо поддерживает принцип «Кто в лес, кто по дрова» — кто-то заразительно играет в бодрой комедии, кто-то старательно торгует внешними данными, будь то румяные щечки и милое личико или убедительная выправка и мужественная харизма, кто-то забрёл случайно из бюджетной экранизации стимпанковсного аниме (даже костюм менять не пришлось). Этакое отсутствие жизненно важного контакта между элементами свойственно всей «Гордости и предубеждению и зомби» — фильм похож на паззл, чей собиральщик, отчаявшись сложить всё правильно, механически склеил все кусочки один к одному, как получилось. Представляете, что там вышла за картинка.
Вердикт — попытка скрестить коня и трепетную лань, проваливающаяся скучно и без обаяния, нелепо и грустно