Оркестр musicAeterna и Теодор Курентзис
Петр Чайковский, Дмитрий Шостакович
Петр Чайковский (1840–1893)
Серенада для струнного оркестра до мажор, op. 48 (1880)
I. Pezzo en forma di sonatina. Andante non troppo — Allegro moderato
II. Valse. Moderato. Tempo di Valse
III. Elegia. Larghetto elegiaco
IV. Finale (Tema russo). Andante — Allegro con spirito — Molto meno mosso — Tempo I — Più mosso
Дмитрий Шостакович (1906 — 1975)
Камерная симфония (Струнный квартет № 8 до минор, переложение для камерного оркестра Рудольфа Баршая, ор. 110а, 1967)
I. Largo
II. Allegro molto
III. Allegretto
IV. Largo
V. Largo
Оркестр musicAeterna исполнит шедевры русской симфонической школы XIX-XX веков, которые каждый по-своему трактуют тему памяти. В Серенаде для струнного оркестра Чайковский «вспоминает» Моцарта с восхищением и ностальгией по давно минувшей эпохе классицизма. Камерная симфония Шостаковича безо всякой ностальгии, напротив, в трагическом ключе подводит итог всей жизни автора и, в определенном смысле, истории первой половины XX века. В «Маленькой Данелиаде» Гии Канчели, основанной на музыке к кинофильмам, и трагизм бытия, и тоска по прошлому побеждаются иронией, столь ценимой Шостаковичем.
Петр Ильич Чайковский создал Серенаду для струнного оркестра осенью 1880 года на пике творческой формы, после написания Четвертой симфонии, «Евгения Онегина» и «Лебединого озера». В это время композитор особенно усердно изучал наследие Моцарта. Сочинение задумывалось как симфониетта, но было названо в согласии с жанровой системой XVIII столетия серенадой. Чайковский писал об открывающей Серенаду «Пьесе в форме сонатины» своей покровительнице Надежде фон Мекк: «В первой части я заплатил дань моему поклонению Моцарту; это намеренное подражание его манере, и я был бы счастлив, если бы нашли, что я не слишком далек от взятого образца». Никогда не увлекавшийся прямыми стилизациями, Чайковский включил в третью часть Серенады тему, которая десять лет спустя будет звучать в самой драматичной картине оперы «Пиковая дама» — в спальне умирающей Графини. Финал сочинения построен на двух русских народных песнях. Подкупающая свежесть, ясность мысли и тонкость оркестрового письма превратили Серенаду для струнного оркестра в одно из самых исполняемых произведений мирового симфонического репертуара.
Камерная симфония Дмитрия Шостаковича — это обработка его Восьмого квартета для струнного оркестра, сделанная Рудольфом Баршаем и одобренная композитором в 1967 году. Струнный квартет № 8, написанный в 1960-м, — признанная вершина квартетного мастерства Шостаковича, одно из самых энигматичных и, одновременно, красноречивых его сочинений. Все пять частей квартета построены на теме-монограмме D-Es-C-H (ре — ми-бемоль — до — си), к ней присоединяются темы из других произведений Шостаковича, а также узнаваемые темы Вагнера, Чайковского и революционной песни «Замучен тяжелой неволей». В одном писем к другу Исааку Гликману, опубликованном только в 1993 году, Шостакович со свойственной ему самоиронией объясняет идею квартета: «Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: „Посвящается памяти автора этого квартета“».
Рецепты:
Дополнительная информация
- Рекомендуемый возраст:
- 6+