Курсовая работа
В начале 1930-х годов у завуча фабрично-заводского училища при Красноярском паровозоремонтном заводе Захария Сергеевича Иванова возникла прекрасная идея, чем заинтересовать своих учеников. Он предложил им построить действующую модель «сушки» — первого в СССР пассажирского паровоза «Су». Их серийный выпуск в стране начался с 1924 года, а списали последние из них только в 70-х годах.
Ученики «фазанки» выбрали масштаб 1:5. Колея получилась всего 305 мм, что более чем вдвое меньше стандартной узкоколейки (750 мм) и почти в 5 раз уже исторической «русской колеи» (1524 мм). Стройку паровоза и нескольких грузовых платформ к нему закончили в 1936 году и к Первомаю достижение учеников решили показать всему городу. Для этого на Сенной площади (сейчас это сквер Сурикова) проложили небольшой участок пути.
Паровоз, который выглядел игрушечным, привел детей и взрослых в восторг. Поэтому городские власти приняли решение — проложить по парку имени Горького настоящую детскую железную дорогу. В те годы от предложения до результата проходило мало времени, поэтому первые пассажиры смогли проехать по ней уже 1 августа 1936 года.
Красноярская железная дорога считается первой в России, но второй на территории СССР — годом ранее (1935 год) подобный «аттракцион» открыли в Тбилиси.
Поезд идет в «Счастливое детство»
Настоящий паровоз требовал настоящей инфраструктуры для детской железной дороги. Поэтому в парке пришлось не только проложить рельсы, но и построить вокзалы и депо.
Как и сейчас, на Красноярской детской железной дороге было всего две станции. Тогда они назывались «Первомайская» и «Счастливое детство». Между ними был проложен путь длиной в 816 метров. Поезд проезжал это расстояние менее чем за 10 минут.
Маршрут был линейным, поэтому паровоз приходилось после каждого рейса поворачивать. Для этого служили поворотные круги, сооруженные на каждой из двух станций.
В 1998-1999 году станции с красивым названием «Счастливое детство» была присвоено весьма странное имя — «Тупиковая». К счастью, просуществовала эта станция недолго.
Очередная реконструкция дороги прошла в 2007 году. Путь замкнули в кольцо, увеличив маршрут до 1,3 км, в парке возвели новое здание вокзала и переименовали станции. Теперь они называются «Юбилейная» и «Мечта».
«Юность», «Мечта» и «Сибирячок»
В 1961 году «игрушечный» паровоз «Су» стал музейным экспонатом, а вместо него по детской железной дороге вагоны потянули мотовозы. Сначала это была «Юность» с двигателем от «Москвича», в 1966 ей на смену пришла «Мечта», а ее в 1986 году заменил «Юбилейный». Все эти поезда имитировали тот или иной тип «взрослых» поездов.
Но в 2007 работники вагонного депо решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Они взяли Toyota TownAce и превратили ее кузов в кабину локомотива, оставив на месте двигатель и коробку передач.
В 2016 году, к 80-летнему юбилею, детской магистрали подарили новый поезд «Сибирячок» — первый в истории детской железной дороги электрический локомотив.
Кузница кадров
Когда детскую железную дорогу открыли, сотни мальчишек и девчонок сразу же захотели записаться в ряды юных железнодорожников. Многие из выпускников этой программы в начале Великой Отечественной войны ушли на фронт. Те, кто не подходил по возрасту, продолжили катать юных красноярцев. Так они проходили подготовку, чтобы стать настоящими машинистами для работы на «большой» железной дороге.
Образовательная функция сохраняется на детской железной дороге до сих пор. Набор детей в возрасте 11 лет проходит ежегодно. Обучение длится 5-7 лет. С осени по весну железнодорожники учат теорию в железнодорожном техникуме, а летом приступают к практике.
«Во время обучения школьники изучают общий курс железных дорог и осваивают основные железнодорожные специальности: проводник вагона, помощник машиниста, осмотрщик вагонов, дежурный по станции, поездной диспетчер, монтер и бригадир пути, дежурный по перрону и переезду, кассир, диктор», — говорится в сообщении на сайте РЖД.
Для подготовки юных машинистов и их помощников на Детской железной дороге установлен специальный симулятор, а занятия по вождению, как в самом настоящем локомотивном депо, проходят перед большим плазменным экраном.
Как видите, привычный с детства «аттракцион» оказался не только местом для развлечения юных красноярцев, но и самой настоящей школой для железнодорожников. Кто-то из них выберет это для себя профессией будущего, а кто-то просто получит знания, которые помогут ему в жизни. А Красноярская детская железная дорога продолжит работать и еще многие поколения детей будут просить мам и пап купить им заветный билет, чтобы отправиться в самое настоящее путешествие.
Анна Кравченко специально для Newslab