Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
История повторяется в виде фарса

История повторяется в виде фарса

12.03.2003
7

В течение последних двух месяцев на отечественном финансовом рынке произошел ряд событий, которые в ближайшее время в значительной мере отразятся на кошельках простых российских граждан. Впрочем, будут затронуты интересы и не только их. Случилось то, чего так боялись и наши производители, и, в какой-то степени, коммерческие банки.

Инфляционнные рекорды

Во-первых, Центральный банк России достаточно незаметно отказался от своей политики "слабого рубля". Как известно, данный курс проводился с августа 1998 года, когда правительство страны совместно с Центробанком "уронили" национальную валюту в несколько раз по отношению к американскому доллару.

Тогда это решение во многом защитило отечественный товарный рынок от безудержной иностранной экспансии. Российские товары получили ценовое конкурентное преимущество перед своими зарубежными аналогами.

Ценовой диспаритет продолжался несколько лет, и все ожидали, что произойдет реструктуризация большинства отраслей экономики России. Но в полной мере этого не случилось. Только экспортные и связанные с ними отрасли промышленности более или менее смогли провести техническое перевооружение.

В целом страна оказалось не готовой к тому, что, начиная с 2000 года, в Россию во все возрастающем объеме хлынули доллары от продажи нефти. До конца 2002 года Центробанк достаточно успешно скупал их излишки и поддерживал низкий курс рубля по отношению к главной иностранной валюте (порой используя и печатный станок для новых рублевых эмиссий).

Но так долго не могло продолжаться. В течение января-февраля 2003 года не обеспеченная товаром и услугами рублевая масса спровоцировала сильнейший толчок инфляции. Официальная статистика говорит о том, что индекс инфляции за этот период времени составил 4,2%. И если такие темпы сохранятся в дальнейшем, то при планируемом ее годовом уровне в 12% (заложенном в бюджете страны на 2003 год), реальный - превысит в два раза. Для справки: данный показатель в 2000 году составил 22%, в 2001 году - 18% и 2002 году - 15,1%.

Отказ основного государственного банка России от скупки излишков нефтедолларов негативно повлияет как на сберегательные тенденции внутри страны, так и в целом на конкурентоспособность российских товаров. Перспективы нерадостны. При снижении курса доллара и росте инфляции население может в значительной мере отказаться от "зеленой" валюты. Это в свою очередь спровоцирует ее массовый "сброс", что в целом понизит котировки рубля по отношению к доллару более чем на 25-30%. При таком развитии событий население сильно пострадает.

Но это еще не все. Пострадают и отечественные производители. На внутреннем рынке их продукция, и так едва конкурирующая в ценовом диапазоне с иностранной, станет менее привлекательной для российских граждан со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И рост ВВП будет происходить не за счет развития экономики страны в целом, а в значительной части за счет инфляционной составляющей. Как известно, в 2002 году только за счет нее ВВП увеличился на 330 млрд. рублей.

Глиняные копилки

Тенденции выстраиваются тревожные. Нельзя сказать, что государство ничего не предпринимает. Так, Центробанк одновременно с механизмом валютной интервенции уже применяет механизм регулируемой учетной ставки. В целом он достаточно эффективен для борьбы как с дешевыми, так и с дорогими денежными ресурсами. В результате с 17 февраля учетная ставка была снижена с 21 до 18% годовых.

Ее снижение напрямую регулирует доходность по кредитам и депозитам не только государства, но и всех коммерческих структур. В частности, по банковским депозитам населения законодательно установлено, что доход по вкладу физического лица в размере до 3\4 от учетной ставки ЦБ РФ облагается налогом в 13% (его учитывают при подаче годовой декларации), а превышающий - уже в размере 35%.

И уже сейчас процентные ставки по депозитам в Красноярске за последние две недели упали на 2-3% годовых. А по наиболее популярным вкладам на срок до 3 месяцев они снизились с 12-13% (Сбербанк - 8%) до 9-10% годовых (Сбербанк - 7%). Хотя можно смело сказать, что доходность по ним не покрывает существующую инфляцию.

По кредитам ситуация аналогичная. Так, предприятие может относить выплаты процентов по ссуде банка на свою себестоимость только в размере "учетная ставка плюс 3% годовых" (при учетной ставке 21% это 24%), а превышение оплачивается из чистой прибыли.

Государство, опосредованно влияя на предприятия с помощью учетной ставки, поставило коммерческие банки перед дилеммой: или потерять своих заемщиков, или понизить ставку кредитования. В качестве примера можно привести такой факт: уже сейчас крупные российские корпорации предпочитают получать ссуды в иностранных кредитных учреждениях (в том числе и зарегистрированных в России).

Выбор достаточно жестокий. Не является секретом то, что рентабельность банковского бизнеса составляет всего 1,5-2%. В то же время в промышленности данный показатель достигает 10-15%, а в торговле - 20-30%. Поэтому для сохранения хотя бы существующей рентабельности банку необходимо или увеличивать объемы кредитования (на эту операцию приходится до 25-30% от всех банковских доходов), или поднять и без того рисковые объемы операций с ценными бумагами (до 10%), или "удариться во все тяжкие" - в валютные операции (до 30%).

Но для всего этого необходимы дополнительные финансы, а их можно взять на рынке заимствований у юридических и физических лиц. И государство рассчитало правильно: с одной стороны, банковский сектор оттянет излишки денег с финансового рынка, а затем перераспределит их в форме кредитов. С другой стороны, это позволит заставить сами банки более активно действовать на валютном рынке с целью поддержания курса рубля.

Конечно, все хорошо в теории. Но в нынешней ситуации такими действиями можно большую часть кредитной системы России просто поставить на грань кризиса. Новое понижение ставки рефинансирования отрицательно скажется на доходах в первую очередь мелких и средних банков, а их - громадное количество (статистика говорит, что 30 кредитных организаций страны контролируют более 68% всех банковских активов). Пострадают практически все, в том числе и красноярские кредитные учреждения, так как они работают в розничном режиме с региональными предприятиями и населением.

Да и вообще резкое увеличение кредитования серьезно понижает надежность самой банковской системы. Финансирование приобретения нового оборудования и технологий, отдача которых предполагается через несколько лет, неизбежно приведет к кризису "плохих кредитов". Что же касается фондовых операций, то они вообще сравнимы с игрой в казино.

Позиции меняются

Поэтому не случайно, что именно в начале марта в правительстве страны стали обсуждать защитные и стимулирующие меры для отечественных кредитных учреждений. Во-первых, это внесение изменений в Гражданский кодекс РФ о невозможности досрочного изъятия вкладов физических лиц из банков. При этом есть мнение, что все вклады следует разделить на три группы: вклад до востребования, срочный вклад и срочный вклад с невозможностью его получения до окончания срока, указанного в договоре. Это могло в свое время спасти от кризиса и лидеров нашей региональной кредитной системы - КБ "Металэкс" и АКБ "Енисей". Именно массовое изъятие вкладов из этих банков сделало их проблемными.

Во-вторых, предлагается пересмотреть для кредитных учреждений размеры отчислений в фонд обязательного резервирования (из 100% всех привлекаемых средств сейчас банки перечисляют в ФОР 7% от рублевых вкладов физических лиц и 10% - от депозитов юридических лиц и валютных вкладов). Уровень таких отчислений предполагается уменьшить в два раза (в банках стран ЕС они составляют 2%, а в США - от 0 до 5%). Это позволит в целом увеличить эффективность банковских операций (в настоящее время в ФОРе находится свыше 200 млрд. рублей), а значит - и доходности.

Из всего вышесказанного видно, что в ближайшее время спокойной жизни для отечественных потенциальных инвесторов, как физических, так и юридических, не предвидится. Да и само государство стоит перед достаточно сложной задачей. С одной стороны, не допустить обнищания своих граждан, а с другой - сохранить перспективы по выводу страны из кризиса. Что получится, покажет время.

Виктор ПРОХОРОВ

Рекомендуем почитать