Небархатный сезон
Погода в этом году не радовала — то Ялту смоет, то Сочи зальет. Но мое желание поехать к морю пересилило опасения. На случай «неплавательной» погоды мы с мужем сразу договорились — берем машину в прокате и едем самостоятельно изучать полуостров и его достопримечательности.
Друзья посоветовали нам поселиться в пригороде Севастополя — небольшом поселке Кача. Просторные апартаменты с ванной, кухней, комнатой и огромным балконом прямо на берегу обошлись нам в 36,5 тысяч рублей за 14 дней. Бонусом была просторная охраняемая парковка, так что беспокоится о машине не надо было.
Наши товарищи советовали Качу как очень тихое место, но в первое же утро нас разбудил непонятный гул. Мы выскочили на балкон и поняли, что над нами кружится два истребителя. Оказалось, что здесь расположен военный аэродром и тренировки экипажей проходят почти каждый день. В дальнейшем это «авиашоу» стало для нас своеобразным будильником — полетели самолеты, значит и нам пора.
Аренда машины
Сервисов аренды в Крыму очень много. Цены у них примерно одинаковые, машины тоже. Главное, смотреть, чтобы не было ограничений на суточный пробег. Также можно взять машину у частника — это обходится примерно в 900 рублей за сутки. Но такой вид аренды не гарантирует, что машина будет исправной, да и на поддержку на незнакомых дорогах рассчитывать не придется.
В итоге мы остановились на MyRentaCar — он работает не только в России, но и за рубежом, поэтому была надежда на нормальный сервис. В отзывах, правда, мы читали, что при возвращении машины они придираются по поводу и без него, пытаясь заставить вас заплатить за каждую незаметную царапину или пылинку в салоне. Но в нашем случае дополнительной оплаты не потребовалось.
С учетом доставки в Качу и возвращения через 11 дней в аэропорту, Toyota Vitz с кемеровскими (!) номерами обошелся нам в 18 тысяч рублей. Плюс к этому мы потратили около 4 тысяч на заправку (Аи-95 здесь стоит около 53 рублей за литр) и 500 рублей на мойку перед сдачей.
Кстати, надо учитывать, что в Крыму всё «заточено» под левый руль. Мы не учли этого и взяли «праворукую», чтобы мне не надо было переучиваться. В итоге потом страдали из-за этого — в одиночку даже шлагбаум не откроешь при подъезде к гостинице.
Дорогие простые и сложные
Мы побывали в разных районах Крыма от Евпатории до Алушты и с точки зрения вождения успели побывать в очень разных условиях. Посмотреть весь полуостров всё равно бы не получилось. Поэтому мы выезжали пораньше, гуляли и старались вернуться «домой» до темноты.
Степная часть Крыма — в сторону Евпатории, более привычна для нас — едешь и едешь по прямой дороге. Главное, чтобы не сдуло, потому что ветра здесь очень сильные. Такая же спокойная «президентская» дорога — она пронизывает весь полуостров и немного не дошла до Севастополя. На ней по две полосы в каждую сторону с гладким асфальтом и никаких сложностей. Хочешь катиться 70-80 км/час и любоваться окрестностями — пожалуйста; торопишься куда-то — перестраивайся в другую полосу и обгоняй «тихоходов».
Старые дороги между деревнями более узкие и разбитые, к тому же с большим количеством поворотов, но всё равно по ним можно комфортно передвигаться и можно спокойно разъехаться с любителями погонять.
Южный берег более сложный — дорога там постоянно петляет между морем и горами и заставляет постоянно следить за тем, что ты сам делаешь и что делают другие участники движения. Возвращаясь от горы Кош-Кая мы решили «срезать» — заехали на дорогу к Байдарским воротам. Серпантин, по которому пришлось подниматься, заставил меня понервничать и вспомнить всё, чему учил инструктор в автошколе. Еще один сложный момент был на дороге в сторону Скельской пещеры. Там примерно 2 км дороги в одну полосу по краю обрыва. Если кто-то двигается навстречу, нужно либо ему, либо тебе сдавать назад до ближайшего «кармана».
Но, наверное именно благодаря таким сложным условиям, за весь наш отпуск мы не видели ни одной серьезной аварии.
Терпеливые крымчане
Единственная проблема, которая у нас возникла — это развязки. У нас таких нет. Некоторые из них настолько запутаны, что проехать по ним невозможно даже с помощью навигатора. В паре мест потребовалось несколько попыток, чтобы заехать именно туда, куда нужно.
Кстати, местные водители похоже смирились с тем, что на дорогах полно туристов, которые слабо ориентируются на местности, едут медленно и путаются в поворотах и развязках. Нам никто не сигналил и не пытался «проучить», как это любят делать в Красноярске, если мы пропускали момент, когда надо было перестроиться.
С парковками мы тоже не мучились. Скорее всего, летом обстановка немного другая, но если приезжать пораньше и не вестись на слова работников платных парковок, везде можно найти место. В городах мы оставляли машину около какого-нибудь магазина. Они всегда есть примерно в 10-20 минутах ходьбы от туристических объектов. Бесплатно и вполне безопасно.
Мы не ставили себе задачу заезжать в особо удаленные места. Всюду, где мы побывали, можно добраться и общественным транспортом или с экскурсией. Но такой вариант путешествия показался нам очень комфортным — ты сам следишь за временем и решаешь, когда вернуться. В следующем году мы снова решили вернуться в Крым осенью, чтобы посмотреть другую часть полуострова — тоже на автомобиле.
Алина Томникова специально для интернет-газеты Newslab