Чем занимается врач-эндоскопист?
Эндоскопия — специальность достаточно разнообразная. Есть эндоскопия хирургическая, когда хирурги оперируют с помощью видеосистем через минимальные доступ, а есть эндоскопия гибкая, которая занимается диагностикой желудочно-кишечного тракта и бронхиального дерева. Есть процедуры, которые можно делать только в стационаре, есть амбулаторные манипуляции. Общим для них является то, что мы буквально видим своими глазами патологию
Я отношусь к врачам амбулаторного звена, мы должны выявлять у человека проблемы и направлять на их решение. Оперирую только то, что можно амбулаторно. Например, полипы (такой вид новообразования) до 1 см внутри желудка или кишечника я могу убрать без вреда и высоких рисков, но что касается полипов больше 1 см — тут всё не так просто, такие операции должны наблюдаться в стационаре.
Чаще всего мы, эндоскописты, работаем в связке с гастроэнтерологами и проктологами. Иногда мы также сообща трудимся с эндокринологами и ЛОР-врачами. Наша главная задача — дать информацию лечащим врачам. В клинике TERVE мы делаем гастро- и колоноскопию. Это самые частые исследования, проводимые эндоскопистами.
Зачем проходить ФГС и колоноскопию?
Показаний, чтобы пройти оба эти обследования, достаточно много— это различные боли в животе, изжога, отрыжка, рвота или черный стул, его нарушения, а зачастую и просто возраст.
Чаще всего при проведении колоноскопии мы находим полипы — на их долю приходится до 50 % результатов исследований. Если полип — доброкачественный, то его удаляют, а через год пациент обследуется вновь. Если полипов нет — то раз в 5 лет пациенту нужно будет показываться эндоскописту для профилактических осмотров.
Нужно понимать, что полипы очень разные — бывают и доброкачественные, но при этом у многих из них высокий онкологический потенциал. Отличаются они по внешнему виду, сосудистому и ямочному рисунку.
Все наши усилия направлены на то, чтобы предупредить ранний рак. Нужно «поймать» поражение, когда оно началось, еще на клеточном уровне. Из доброкачественного в злокачественный полип может превратиться за 5-7 лет — сначала он постепенно растет, а потом перерождается в опухоль. При этом никакой симптоматики может не быть. Полип можно убрать эндоскопически и жить спокойно, а вот со злокачественной опухолью это сделать гораздо сложнее.
Каждый месяц приходят люди с запущенными случаями, то есть со злокачественными опухолями больше сантиметра. В этом году только за февраль, например, пришли около 10 человек в возрасте до 40 лет с впервые выявленными опухолями. Некоторые из них оказались все-таки доброкачественными (но и у них есть риск перерождения), а у кого-то это уже рак. Был, например, пациент 35 лет, и он за полгода до приема уже проходил гастроскопию, его лечили, а при осмотре у нас — был обнаружен рак желудка. Профилактика и качественный осмотр нужны, чтобы исключать такие ужасающие случаи.
Наряду с раком мы наблюдаем различные гастриты и другие воспалительные заболевания. Есть большая группа пациентов, которые делают гастроскопию перед другой операцией — это метод подтверждения того, что у человека с организмом всё хорошо, и после вмешательства не будет осложнений. Оперировать нужно колено, а человек делает ФГС. Или мы можем на исследовании увидеть воспаление, обнаружить признаки инфекции H.Pylori, отправить человека к гастроэнтерологу, подтвердить ее и пролечить.
Люди часто приходят «сами по себе» — появился дискомфорт, вот и пришли. В России с этим гораздо проще, чем, например, за рубежом — там никто не будет делать ФГС без направления от врача и предварительного лечения, потому что там это исследование дорогое, в США оно стоит от тысячи долларов. У нас доступность выше — человек может сделать и ФГС и колоноскопию по доступным ценам, но вот с качеством осмотра, зачастую есть проблемы.
Какое оборудование необходимо врачу-эндоскописту?
Врач-эндоскопист должен максимально приблизить тот участок исследуемой зоны, которая ему интересна. Аппаратура бывает нескольких классов за счет разного уровня картинки, качества изображения и дополнительных возможностей визуализации. Аппаратура низкого класса дает менее точное изображение, то есть конкретики касательно определенных моментов не видно, и надо дополнительно брать биопсию, допустим, полипа, чтобы что-то понять.
Фото или видео фиксация проводимого исследования обязательна. Подтвердить то, что я видел своими глазами, я обязан фотографией или видеозаписью. Бывает, что не все специалисты могут дойти до купола кишки, но пишут, что смотрели кишечник целиком, а мы пересматриваем и находим там образование. Чтобы избегать таких случаев, все осмотры должны быть подтверждены фотографиями.
HD-качество сейчас используется в обычных гастроскопах и колоноскопах по всему миру и считается обязательным. Везде, но не в России. В нашей стране недостаточно развит парк оборудования, еще с 90-х годов некоторые аппараты «болтаются» во многих клиниках, и это отдельная боль. Но и следующее поколение оборудования нужно не для всех. В чем смысл?
В клинику TERVE совсем скоро «приедет» оборудование нового класса. Глядя на слизистую кишечника, мы видим ворсинки тонкой кишки, которые покрывают орган сплошным ковром. Новая аппаратура дает 120-кратное увеличение и позволяет увидеть, как по этим ворсинкам течет кровь, как эритроциты несутся по капиллярам. Таким образом, станет возможным оценить микрососудистый рисунок. Там может не быть явно видимой опухоли, но в тканях уже мог начаться процесс перерождения, и его уже будет видно — к этому идет эндоскопия.
Как сделать поход к эндоскописту легким?
пр. Красноярский рабочий, 150, стр. 48
тел.: +7 391 205-33-33
сайт: terve24.ru
соцсети: vk.com/terve24
instagram.com/terve24/
Колоноскопия при правильном ее проведении может быть безболезненной у большинства пациентов, а вот люди, которые делали ФГС, вряд ли захотят его повторить еще раз. К тому же очень много людей запуганы этой процедурой.
Гораздо проще пройти гастро- или колоноскопию в состоянии медикаментозного сна (медикаментозной седации) — человек вообще не запомнит, что с ним происходило. Медикаментозная седация — это не наркоз в чистом виде, при его проведении не используются наркотические препараты. По сути, это глубокий сон, при котором менее выражен болевой синдром и рвотный рефлекс.
Такое состояние позволяет качественнее осматривать пациента, который лежит на кушетке спокойно. По европейским рекомендациям минимум 7 минут должно уйти на ФГС. Нам, врачам, нужно затратить столько времени, сколько потребуется, чтобы выявить и предупредить серьезные заболевания у наших пациентов. При эндоскопическом осмотре есть простой принцип: чем быстрее проведено исследование, тем, как правило, ниже его качество.
Анастасия Гнедчик специально для Newslab
ООО «Центр Современной Кардиологии» Лицензия ЛО-24-01-004771 от 03.04.2020.
ООО «АртраВита» ЛО-24-01-004704 от 07 февраля 2020.