>
>
>
«Меньше корпусов и нулевой бензапирен»: как именно РУСАЛ будет модернизировать КрАЗ?

«Меньше корпусов и нулевой бензапирен»: как именно РУСАЛ будет модернизировать КрАЗ?

11.04.2022
0
Вместо 23 корпусов на КрАЗе к 2029 году будет 12
Фото: РУСАЛ

План модернизации

Впервые о модернизации КрАЗа стало известно еще весной 2021 года — когда РУСАЛ объявил о перестройке на Красноярском экономическом форуме. Одна из главных особенностей: завод будут модернизировать, не останавливая производства и не снижая объемов продукции — а он, напомним, составляет порядка 1 млн тонн алюминия в год.

Проект «Экологическая реконструкция Красноярского алюминиевого завода» - часть программы модернизации сибирских предприятий РУСАЛ, запущенных по инициативе основателя компании, Олега Дерипаски. Модернизация КрАЗа рассчитана на 2023-2028 годы и потребует порядка 115 млрд рублей — причем, все работы РУСАЛ делает на свои и заемные деньги.

Что именно сделают с заводом? На его территории возведут два больших корпуса с электролизерами РА-550, работающими на технологии обожженного анода. При его использовании:

  • втрое снижаются выбросы по фторидам;
  • до нуля снижаются выбросы бензапирена;
  • расход электроэнергии на производство снижается на 16,5 %.
  • 11 из 23 старых корпусов демонтируют — на их месте сделают парк
Представитель «РУСАЛ Промтехразвитие» Егор Паньков рассказывает ученым о плане модернизации КрАЗа

Два новых технологичных корпуса обеспечат тот же объем продукции, что и 11 старых — то есть порядка 530 тонн алюминия в год. В РУСАЛе рассчитывают, что новая технология радикально улучшит экологическую обстановку в краевой столице.

«Данный проект нацелен на экологическую реконструкцию. Когда в 2028 году закончится перестройка завода, существенно уменьшатся выбросы бензапирена и фторида. Первые изменения будут уже в 2025 году — потому что будут отключаться старые мощности и запускаться новые», - рассказал Егор Паньков, представитель «РУСАЛ Промтехразвитие», технического заказчика модернизации.

Помимо экологического эффекта есть и другие плюсы: новые корпуса создадут лучшие условия труда для работников и дадут возможность получать более качественную продукцию. Это особенно важно, учитывая, что КрАЗ — крупнейший в России алюминиевый завод.

Встреча с научным сообществом

Не так давно представители РУСАЛа презентовали свой проект красноярским ученым; встреча прошла 5 апреля, на территории Сибирского государственного университета им. М.Ф. Решетнева. На встрече присутствовал, в частности, профессор Петр Васильевич Поляков - автор многих основополагающих работ в области теории и технологии получения лёгких металлов и высокотемпературной электрохимии.

«Новые ванны с обожженными анодами уже проверены, в свое время я участвовал в их испытаниях; у меня есть сравнительные расчеты этих ванн с теми, что стоят сейчас в Китае, Канаде, Дубае - и могу сказать, что они соответствуют мировому уровню. Я бы не назвал модернизацию завода революцией; это скорее эволюционный путь, которым сейчас идет весь мир. К примеру, я много раз бывал в Китае, наблюдал эволюцию их технологий — и могу сказать, что мы сейчас идем примерно тем же путем. И если мы сократим в два раза выбросы бензапирена и всякой полиароматики — это будет только хорошо», - отметил профессор.

Ученые отметили, что ситуация в плане экологии должна улучшиться примерно наполовину, если говорить в целом по заводу, с учетом всех корпусов. Отдельно стоит упомянуть выбросы вредных веществ. Если говорить в цифрах, то к 2029 году планируется следующее снижение выбросов:

  • оксида серы — с 5498 до 4819 тыс. тонн в год;
  • фтороводорода — с 407 до 230 тыс. тонн в год;
  • бензапирена — с 0,99 до 0,450 тыс. тонн в год;

При использовании обожжённых анодов неизбежно вырастут выбросы СО, вещества 4 класса опасности. Однако, отметил Петр Поляков, учитывая кардинальное снижение выбросов веществ 1 класса опасности, рост выбросов куда менее вредных веществ не является серьезной проблемой.

«Средняя молярная масса CO меньше, чем у воздуха — поэтому он сразу поднимается вверх и вы никогда не найдете в корпусах электролиза превышения предельно-допустимой концентрации по CO. А вот бензапирен, фтористый водород, пыль — действительно опасны. К сожалению, многие люди слабо представляют себе, как различаются вещества разных классов опасности. Но, например, в Норвегии есть следующая методика подсчета: берется количество заболеваний астмой на 100 тысяч человек в городе с промышленным предприятием — и затем этот показатель сравнивается с городом, где таких предприятий нет. У нас в России таких подсчетов не ведется; они позволили бы лучше понимать опасность тех или иных веществ», - сказал профессор.

Несмотря на рост выбросов CO, углеродный след после модернизации завода существенно снизится. Дело в том, что углеродный след образуется в основном из-за диоксида углерода и перфторуглерода, в то время как CO практически не влияет на этот процесс. В целом, по подсчетам экологов, к 2029 году выбросы диоксида углерода на КрАЗе сократятся на 11 тыс тонн в год, перфторуглерода — на 308 тыс тонн в год.

Что дальше?

Помимо экологического эффекта модернизация завода поможет местной экономике — ведь РУСАЛу потребуются подрядчики для самых разных видов строительных и монтажных работ. Но при этом, кто-то должен будет поставлять стройматериалы, организовывать питание, возить рабочих на стройплощадку.

Таким образом, с 2023 по 2028 годы в Красноярске появятся дополнительные рабочие места для жителей края и новые заказы для местных предприятий. Еще в прошлом году представители РУСАЛа сообщали, что приобретать оборудование планируется в первую очередь у российских (в особенности — у красноярских) производителей. Это может стать отличной возможностью для среднего и малого бизнеса получить множество новых заказов на своем домашнем рынке — в условиях тяжелых санкций, наложенных на страну, это особенно важно. Местный же бюджет, в свою очередь, получит дополнительные доходы за счет налоговых поступлений.

Теперь, наряду с правительством, учеными и бизнесом, РУСАЛ обсудит модернизацию завода с горожанами. Для этого 15 апреля во Дворце культуры и спорта металлургов (Тельмана, 30) в 18:00 пройдут общественные слушания по экологической реконструкции завода. Ознакомиться с дополнительной информацией можно на сайте РУСАЛа по ссылке.

Интернет-газета Newslab, фото Алины Ковригиной

Рекомендуем почитать