Отборочные этапы XXII Курчатовских чтений проходили с ноября прошлого года по февраль 2022 . В них приняли участие 139 школьников из 14 муниципалитетов Красноярского края — Дивногорска, Ачинска, Красноярска, Лесосибирска, Енисейска, Минусинска, а также ряда районов, деревень и сел.
А финальные мероприятия Чтений состоялись в Школе космонавтики 9 апреля, свои работы представляли ученики 8-11 классов. Хотя вошел в финал и один ребенок из 6 класса.
Талантливые ученики Школы космонавтики встретились с учеными из «Информационных спутниковых систем имени академика М. Ф. Решетнева», ведущими специалистами Горно-химического комбината и ветеранами атомной промышленности в формате круглого стола под кодовым названием «Что сегодня современно знать?» После обсуждений состоялись и мероприятия секций, где и прошла защита 40 проектов, вышедших в финал — как очно, так и дистанционно.
«Курчатовские чтения — это уникальная конференция, она проводится уже 22 год. Наш главный партнер — Горно-химический комбинат — это крупнейшее мероприятия инновационного сектора экономики. Там заинтересованы в том, чтобы у молодежи формировался современный и адекватный взгляд на развитие атомной энергетики. Поэтому Школа космонавтики как один из центральных институтов работы с одаренными детьми региона проводит совместное с предприятием мероприятие, чтобы молодежь обладала современными компетенциями, умела создавать и обсуждать свои научно-исследовательские проекты с профессионалами, и потом ориентировалась на поступление в университеты и обретение тех специальностей, которые в дальнейшем будут востребованы в России. Закономерно, что мы привлекаем лучшие предприятия и лучших ребят, чтобы создавать лучшее будущее», — рассказал Андрей Абакумов, заместитель директора по развитию «Школы космонавтики».
На конференции было представлено несколько секций — современная энергетика, новые производственные технологии, экология и медицина. Ребята в течение года со своими научными консультантами готовили свои исследовательские проекты, затем они их предзащищали, а лучшие работы оказались на финале.
Как рассказал Владимир Мацеля, директор МЦИК ГХК, любая техническая специальность на сегодняшний день — это гарантия трудоустройства в будущем. Специалисты с высшим образованием в технической области «найдут себе работу всегда» — от Санкт-Петербурга и до Байкала для них полно рабочих мест.
«Само название „Курчатовских чтений“ связано с человеком, который стоял у истоков атомной отрасли, и не участвовать в подобных мероприятиях, где подрастающему поколению и будущим, надеемся, сотрудникам нашего предприятия, мы можем рассказать о достижениях и научных открытиях — было бы неправильно. Разговор с молодыми людьми мы воспринимаем как дополнительную профориентационную работу не только для нас, но и для всей отрасли. Это будущие специалисты, которые будут работать на развивающихся направлениях — та же радиохимия, специалисты-технологи, физики, механики, айтишники высокого уровня подготовки... Мы хотим привлечь в отрасль как можно больше специалистов — хороших и разных», — рассказал Владимир Мацеля, директор МЦИК ГХК.
По итогам работы жюри были определены 22 победителя и 5 лауреатов XXII Курчатовских чтений. Они распределились таким образом:
В секции № 1 — «Современная энергетика» — первое место забрал Иван Курасов, второе — Егор Лунев, Максим Тишин и Николай Сокольников из «Школы космонавтики». Почетную бронзу взяла Рената Галимзянова из Средней школы № 3 имени А. Н. Першиной (Енисейск).
«Я представил проект под названием „Разработка солнечно-концентраторной вегетативной самонаводящейся установки“. Обычно мы покупаем простенькую солнечную батарею, большинство недорогих рассчитано на 100 ватт — их силы хватит на ноутбук и просмотр телевизора. Я же внес идею о концентрации солнечного потока, тем самым можно уменьшить цену на солнечную установку и сделать ее производительнее. Потребность в этом появилась у моих друзей, они уезжали в лес на несколько недель, и чтобы не загрязнять природу, покупать бензин или арендовать генераторы, можно было поставить такую установку на солнце, она сконцентрируется, сама наведется, и можно оставаться на связи, заряжать телефоны или использовать другие электроприборы. Сейчас я хочу поступить в Казанский национальный исследовательский технический университет», — рассказал Иван Курасов, ученик 10 класса школы космонавтики. .
Секция № 2 — «Передовые производственные технологии» — собрала сразу 6 победителей и одного лауреата.
- 1 место — Алексей Грош и Никита Чеховский (Шапкинская средняя школа № 11, Енисейский район);
- 2 место — Роман Троицкий (дивногорская гимназия № 10 имени А. Е. Бочкина), Лев Юдасин из красноярской Средней школы № 10, Степан Шистко (также из дивногорской гимназии № 10) и Степан Терещук («Агинская средняя общеобразовательная школа № 1», Саянский район).
- Диплом лауреата получила Юлия Петухова (Большеарбайская средняя школа, Саянский район).
И в секции № 3 — «Экология и медицина» — набралось самое большое количество отличившихся школьников.
- 1 место — Мария Гоголева (Средняя школа № 1, Лесосибирск), Полина Канаш и Алексей Ботов из железногорской «Школы космонавтики»;
- 2 место — Наталья Назарова («Школа космонавтики», Железногорск) и Елизавета Степанова («Лицей», Лесосибирск);
- 3 место — Алексей Клепец и Валерий Цитович из Абалаковской средней школы № 1 в Енисейском районе, а также Анастасия Вершинина, Анна Быханова, Оксана Перевалова и Карина Хасьянова из «Школы космонавтики».
- Лауреатами стали Николай Сыроватский, Алиса Диняева, Дарья Варыгина и Дарья Лапаева из «Школы космонавтики».
«Истина рождается в споре, и со школьниками необходимо поддерживать уважительный и заинтересованный взаимный диалог. Они не хотят восприниматься себя детьми — они чувствуют себя взрослыми людьми и могут подобающе рассуждать. Большинство работ имеют в себе зерно здравого смыла, и эти проекты позволяют им развиваться, с учениками можно беседовать профессионально, поскольку темы, которые они затрагивают — не совсем тривиальные и далеко не детские. За мою практику встречались и вопросы содержания изотопного состава топлива, и как они меняются, где они используются. Многие темы требуют глубокого познания», — подытожил Алексей Шишлов, начальник экологического управления предприятия «Горно-химический комбинат».
Интернет-газета Newslab, фото: пресс-служба ГХК