Без «лишних» людей
Знакомство с фридайвингом было довольно интересным: у меня была травма колена, и мне были запрещены нагрузки, но так как я человек, которому всегда надо чем-то заниматься, то открыла ноутбук и погуглила, чем можно увлечься с моим состоянием здоровья. До этого травматолог сказал, что плаванием заниматься полезно, но просто плавание — это же скучно, надо что-то интересное. Это было три года назад, и тогда про фридайвинг вообще знали очень мало. Мне поисковик выдал эту ссылку. И я попробовала, прошла вступительный обучающий курс — его должны проходить обязательно все, потому что в противном случае это просто небезопасно. На нем рассказывают про дыхание, про то, как погружаться, и безопасность. На этом этапе также помогают убрать страхи воды и глубины.
Для меня вода — это вторая стихия, я выросла на реке, с детства была в ней. Я часто говорю: в семье должен быть кто-то «отбитый», вот в моей — это я. Мама мне говорит, что подводным плаванием я занималась до трех лет, потом папа научил меня плавать. Поэтому я не боюсь ни глубины, ни открытых водоемов.
Меня эта тема затянула быстро и сильно, что я отходила на тренировки месяц и тренер мне сказал: «Ты идешь на соревнования». Я не спрашивала, ни что, ни где, ни когда — просто иду. Только потом, уже на самих соревнованиях, я узнала, что соревнования краевые, но меня это никак не напрягло, потому что все было на лайте, расслаблено. Комьюнити во фридайвинге очень классное — «лишних» людей здесь нет.
После этих соревнований я стала членом Федерации фридайвинга и детским судьей, и в целом популяризирую этот вид спорта.
Одно удовольствие
Детский фридайвинг — это больше история про здоровье. Ребенок идет в этот спорт только с позиции удовольствия, и если тренер видит, что у него есть запрос развиваться дальше, только тогда идет наращивание результата. Травматизм сведен к минимуму, потому что есть очень жесткие правила, и тренеры это понимают.
Для маленьких детей до 10 лет — это просто спортивно-оздоровительная секция, где есть закаливание, физическая нагрузка. А во фридайвинге, в отличие от плавания, ребенок учится техникам дыхания, плавать под водой, еще и маму может научить нырять где-нибудь на море.
Что касается взрослых, то нужно понимать, что в любом виде спорта есть свои риски. Если говорить о бассейновом фридайвинге, то все зависит от упрямства ныряльщика. Если ты упрямый, то можешь получить травму. Например, можешь получить баротравму (травма барабанной перепонки). Но чаще бывают блэкауты, когда человек на пределе своих возможностей погружается и просто «выключается». Но на этот случай у нас есть safety — наши хранители, которые отслеживают эти моменты. Первое правило фридайвинга — НЕЛЬЗЯ погружаться под воду в одиночку. Растяжений, вывихов особо нет. В направлении «статика», когда ты просто погружаешься и лежишь, там сложно что-то повредить.
А вот с глубиной уже интереснее: во-первых, могут произойти баротравмы уха, глаз, легких и т.д. Чтобы этого избежать и нужно обучение. Может произойти обжим маски, когда она вдавливается в лицо. В этом случае при погружении следует слегка выдыхать носом в маску, чтобы она как бы отлипла. Глубинные спортсмены вообще частенько ныряют без маски, только с зажимом для носа. На глубине может быть травма легких из-за давления, если ты без подготовки куда-то рванул. Ныряют на глубину в гидрокостюме, поэтому замерзнуть там сложно. Многое зависит от опыта: чем опытнее спортсмен, тем меньше у него рисков.
Сколько стоит
Для детей обмундирование несложное — это плавки или купальник и маска, для старта этого достаточно. Но для взрослого нужно больше экипировки и снаряжения — гидрокостюм, перчатки, носки, ремень и груза, чтобы ты держал нейтральную плавучесть. Нужны маска, трубка, лайнер — это штука, которая тебя пристегивает за руку к тросу и обеспечивает безопасность. Также нужны ласты — могут быть биласты, моноласта. В среднем, для начала занятий костюм для женщины можно купить за 20-25 тысяч рублей. Ласты можно найти за 5 тысяч, но это прям самые простые, маска стоит в районе 3-5 тысяч рублей.
А если уже вошел во вкус, то берешь несколько комплектов: у меня для ныряния одна маска, для подводной охоты другая, просто поплавать — третья маска. И так во всем: можно купить обычные груза, а можно цветные, облитые пластиком. Я, например, могу плавать в самом обычном костюме, но люблю, чтобы ласты и маска были яркими и необычными.
Плаваешь в картинке
В нашем регионе занимаются фридайвингом в открытой воде в спокойных водоемах. Например, на Красноярском водохранилище. И сейчас федерация приняла решение разведывать водоемы в России, чтобы проводить там крутые соревнования, интересные, чтобы было необычно нырять. У нас очень много красивых мест, а если ты в гидрокостюме, то по сути, какая разница, где погружаться.
Для меня за последние полгода самое классное место, где я погружалась, — на Кольском полуострове в Териберке. Там есть самая арктическая школа фридайвинга ArcticFree, удивительные люди, с ними я ныряла в Баренцево море, и это было что-то, до мурашек! Во-первых, там красивое и атмосферное место. А второй момент — это подводный мир, который там есть: вот тебе, пожалуйста, и ежи, и крабы, и медузы, и лес ламинарий, могут и киты зайти. Это все — нереальное. Это то, что ты когда-то видел по телевизору или на картинке, а теперь ты сам находишься в этой картинке.
Необычный опыт, который становится традицией, это в марте нырять под лед Байкала. Байкальская школа фридайвинга «Спот» — это отдельный вид удовольствия на зимнем озере.
Вообще в России достаточно сильные спортсмены-фридайверы. Пожалуй, самой известной можно назвать Наталью Молчанову, завоевавшую титулы мирового масштаба и создавшую очень сильную базу, по которой она обучала своего сына Алексея Молчанова. И он сейчас сильнейший фридайвер в мире, он 34-кратный чемпион мира.
Но в целом фридайвинг — это про личные достижения, страна не важна, сборные не важны, важны только персоналии. Медали и пьедесталы нужны не для всех, а важны преодоления и свой результат. Возможно, когда это будет олимпийским видом спорта, тогда самым главным будет медаль Олимпиады. Но в целом фридайвинг — это про то, «что я могу».
Лучшая перезагрузка
Фридайвинг — уникальный вид спорта, в который могут прийти почти все. Вес, рост — вообще абсолютно не важно. Возраст — чем старше, тем лучше, потому что ты себя хорошо знаешь и не будешь рисковать лишний раз. Это тот редкий случай, когда люди приходят в возрасте и становятся чемпионами мира. У молодых слишком много суеты, мыслей, на это тратится кислород, но, опять же, они более выносливые.
Вообще подводное плавание — это лучшая перезагрузка для мозга. Особенно, если не знаешь, что делать, не можешь найти выход из жизненной ситуации. Ты идешь на тренировку, выходишь и решение находится. Под водой, когда не дышишь, у твоего мозга только одна мысль, один приоритет — кислород, а все проблемы вторичны, и, значит, решаемы.
Это один из немногих видов спорта, в котором для достижения результата нужно расслабляться, а не напрягаться. Каждый во фридайвинге найдет себя, в спортивном — достижения и признание, в рекреационном — новый мир, artfreediving — это про красоту тела, подводная охота — про азарт и активный отдых. И все направления есть в Красноярске.
В нашем городе две школы фридайвинга — «Deep» и «Мое море». Есть и инструктор подводного танца (artfreediving) — Анастасия Пономарева. А подводную охоту для меня открыл Сергей Мясоутов — удивительный человек, который научил контролировать ритм своего сердца, которое пытается биться где-то в горле, и рассказал про внутренний самоконтроль, позволяющий принять правильное решение в споре охотничьего инстинкта и необходимостью всплытия. Что у тебя только один выстрел, единственная возможность, и если ты научился понимать и уважать этот мир, ты не промахнешься.
Какое направление выбрала я? Ныряю «за состоянием», за тем психоэмоциональным и физическим состоянием, которое доступно в толще воды и которое позволяет в итоге ближе познакомиться с самим собой. И, конечно, за красотой природы и подводного мира. Я называю это Freejoy, и это фридайвинг для удовольствия.
У меня есть мечта и цель — я хочу сделать подводный танец в Баренцевом море. Это будет самый северный подводный танец. Я уже подала заявку в книгу рекордов. Есть люди, которые поддерживают эту идею и меня, а, значит, мне осталось лишь тренироваться и достичь этого.
Беседовала Валя Котляр специально для Newslab