Гастроли московского "Театра луны" в городе прошли, прямо скажем, без излишней шумихи. Привезла столичная труппа три спектакля: "Путешествие дилетантов", о котором речь пойдет дальше, "Старый новый Фауст" и "Ночь нежна". Примечательно, что первоначально предполагалось дать по два представления каждой из постановок, но... то ли реклама как всегда подкачала, то ли цены на билеты для любителей театра оказались не по карману (от 250 до 600 рублей), но из шести вечеров билеты удалось продать только на три, а остальные пришлось отменить.
"Театр луны" организовал и по сей день является его художественным руководителем известный киноактер Сергей Проханов (помните его знаменитого "Усатого няня"?) Прошли годы, работы в кино стало катастрофически мало, и Проханов, вслед за другими актерами, открывающими один за другим свои маленькие театрики, создал свой собственный "храм искусства". Вообще, эта тенденция к организации актерами своих театров, в которых они автоматически становятся главными режиссерами, приобрела в Москве характер эпидемии. Занимаются этим почему-то только актеры кино, то есть визуально известные всей стране, что, видимо, очень облегчает процесс поиска спонсоров. Иногда, правда, театр может и достаться, что называется, даром: яркий пример чему грустная история разделения МХАТа, где часть труппы перешла под руководство актрисы Татьяны Дорониной, и которая, к сожалению, наглядно продемонстрировала, что не всякий актер может стать режиссером, и что это все-таки две разные профессии. Свой маленький театрик есть и у Людмилы Ивановой (незабвенная Шурочка из "Служебного романа" Эльдара Рязанова), у Александра Калягина театр "et cetera", у Ливанова "театр Детектива" и продолжать можно долго... Самый удачный пример, который своей исключительностью только подтверждает мою мысль, это, конечно же, театр Олега Табакова - знаменитая "Табакерка". Но в успехе этого театра-студии, помимо многогранного таланта Табакова, немаловажную роль сыграл тот факт, что он сам отбирал, растил и обучал свою будущую труппу, что позволило создать поистине звездный ансамбль. В остальном же созданные актерами театрики производят довольно серое впечатление. Другими словами, шла я на спектакль Театра луны с чувством легкой настороженности.
Перед началом спектакля в своей краткой речи Сергей Проханов поведал зрителям о том, что "...по последнему рейтингу "ТЕАТР ЛУНЫ" поднялся на третье место среди лучших московских театров, уступив лишь театру Виктюка и Васильева". Это сообщение вызвало у меня легкий скепсис, поскольку, во-первых, совершенно не уточнялось, кем и по какому принципу был составлен этот рейтинг, а во-вторых, уж очень странным показалось мне, что этот не особенно нашумевший своими постановками театр обогнал по популярности таких монстров как театр Петра Фоменко, каждая премьера которого становится столичным событием или, скажем, ту же "Табакерку". Но реклама, как известно, двигатель...
Открывал гастрольный вояж "Путешествие дилетантов" - спектакль, как было сказано во вступительной речи, один из лучших в репертуаре театра. Пьеса написана Булатом Окуджавой. Проза горячо любимого всей страной барда всегда вызывала множество споров. Одним она казалась довольно слабой по сравнению с песенным творчеством Булата Шалвовича, другие считали ее слишком эстетской, и, в применении к театру, не сценичной. Есть в мировой драматургии такие пьесы, которые требуют почти дословного воспроизведения, настолько мудро с точки зрения сцены они написаны. "Путешествие дилетантов" к таковым явно не относится и для воплощения на сцене требует серьезной переработки, каковую и взял на себя Сергей Проханов. Читая программку, я также обратила внимание на очень экзотичное по нашим временам упоминание литературного цензора. Меня очень заинтересовало появление этого уже хорошо забытого амплуа, а еще возник вопрос, что же нецензурного могли позволить себе Окуджава или Проханов? И чья это инициатива? И неужели театр сам пришел к тому, что упраздненная в эйфории перестройки всяческая цензура в разумных дозах все-таки необходима? Только опять возникает вопрос - кто и как будет определять эти пределы разумного? Это тема для размышления.
Теперь о самом спектакле. Я бы назвала его спектаклем одного актера, а именно Сергея Виноградова, известного широкому зрителю по работам в кино и телесериалах. Это премьер труппы и, надо сказать, во многом только благодаря ему спектакль держал внимание зрителей. Все первое действие, в котором он фактически не уходил со сцены, прошло на одном дыхании. Образ этакого уставшего от жизни светского льва, циничного и сентиментального одновременно, был найден им, на мой взгляд, очень удачно. Между прочим, это довольно редкая вещь, когда актер, никого не копируя и не подражая, находит свой только ему органически присущий стиль игры, который запоминается зрителю и становится его визитной карточкой. Скажете "штамп"? Но, как говорил один великий актер: "Штампы есть у всех. Только у плохого актера их три, а у меня их тридцать три!" Из актеров, удачно обрамлявших соло Виноградова, я бы назвала Лавинию в исполнении Светланы Андронник и Александрину Елены Захаровой. Правда, несколько смущала визуальная похожесть этих двух молодых актрис - обе длинноволосые блондинки одного роста - но, вполне возможно, что такова была задумка постановщика. Из актерских работ не могу также не отметить Владимира Майсурадзе в роли Фон Мюфлинга - злого гения главного героя.
Все это я говорю о первом действии, которое закончилось настолько неожиданно и такой, в общем-то, логичной точкой, что зрители долго сидели в недоумении - будет ли второе действие или все уже закончилось, а если закончилось, то не мало ли они похлопали... Конфузливо переглядываясь, они наблюдали за деловыми молодыми людьми, которые за неимением занавеса, начали переставлять декорации буквально на глазах у изумленной публики, причем временной промежуток между уходом последнего актера со сцены и их появлением составил какие-то считанные секунды. Но все сомнения разрешили милые женщины, продающие программки, кратко отвечавшие "там еще будет".
К слову о декорациях и вообще о сценографии (художники-постановщики Александр Сарычев и Михаил Виноградов). Если учесть, что спектакль явно ставился на сцену меньшую по размеру, чем БКЗ, то нельзя не отметить очень профессиональную работу художников, сумевших приспособить декорации к большей площади, при этом избежав ощущения пустоты или "переделки". Очень выразительной мне показалась идея с полупрозрачными свободно передвигающимися по сцене занавесками, которые удачно и в многочисленных вариациях организовывали пространство.
А вот теперь о грустном. Второго действия не было. То есть оно, конечно, было, но было скучным и являло собой такой яркий контраст к первому, что лучше бы его и не было. Драматургически пьеса просто рассыпалась на глазах, а загадочные переживания действующих лиц были настолько бледными, что с трудом удерживали зрительское внимание. Чья в этом вина - актеров, режиссера или автора пьесы - сказать трудно, хотя мне кажется, что здесь полное триединство. И актеры, казалось, играли не друг с другом, а сами по себе, и тот же самый Виноградов, который так блистал в начале спектакля, во втором действии словно выдохся и откровенно "доигрывал", и режиссер не смог выстроить между исполнителями интересных взаимоотношений, да и автор не написал внятной кульминации. Актер не может уходить со сцены таким же, каким пришел - это основной закон драматургии. В нем, в его персонаже должно что-то измениться - ради этого и пишется пьеса, и именно за этим и интересно наблюдать зрителю. В "Путешествии дилетантов" скучающий граф, несмотря на всю интригу, через которую провел его автор, так и остался скучающим повесой, Я была расстроена.
Красноярцы удивительно радушные люди, поэтому, конечно же, были аплодисменты с уже традиционным вставанием с мест, и даже одно робкое "Браво" откуда-то с галерки... Вот только уж очень быстро опустел гардероб, на что опытные гардеробщицы сразу же отреагировали единодушным вердиктом: "Значит, не понравилось". Я не знаю, чего я ждала от московской труппы. Какого-то нового слова в театральном искусстве? Вряд ли - это не зависит от "столичности". Новое слово как раз чаще всего произносится на периферии... Получить удовольствие от московской школы драматической игры? Но в наше время уже трудно говорить о уникальности какой-либо из школ, поскольку столичные театральные ВУЗы рассылают своих учеников по всей России... Просто Красноярск познакомился с новым театром. А это уже само по себе неплохо.
Кристина Штучкина