Самый крупный работодатель
В «Сибирскую генерирующую компанию» я пришел по профильному образованию. Моя специальность — «Инженер-теплоэнергетик», профессию выбрал сам. Хотя у обоих родителей инженерное образование: папа — инженер-гидравлик, мама — инженер-технолог. После бакалавриата и защиты диплома задумался, куда пойти работать. У нас в крае крупный работодатель в сфере теплоэнергетики только один — это СГК. Поэтому главный вопрос был — какую ТЭЦ выбрать, и выбор пал на Красноярскую ТЭЦ-1 (филиал Енисейской ТГК (ТГК-13).
В 2018 году пришел работать и параллельно продолжал учебу в магистратуре. Считаю, что благодаря полученным в вузе знаниям мне удалось привнести что-то новое в работу, даже дать старт новым направлениям.
Я пришел на должность машиниста-обходчика, следил за работой вспомогательного оборудования котельного цеха, за его исправностью. На ТЭЦ-1 в это время уже стартовала экологическая модернизация, была снесена дымовая труба, планировалось строительство новых электрофильтров, которых сегодня введено в эксплуатацию 9 из 15. Чуть больше чем через год мне повысили разряд. Потом была моя первая инженерная должность — ведущий инженер отдела подготовки и проведения ремонтов. Далее — начальник участка газоочистного оборудования и золоотвала. Затем я успешно прошел конкурс на открывшуюся вакансию внутри компании, и сейчас работаю руководителем программ развития СГК-Красноярск.
Мой отдел занимается разработками и инновационными проектами, которые напрямую не связаны с основной деятельностью компании — производством и передачей тепловой и электрической энергии: это электроотопление, утилизация золошлаков, развитие сети электрозаправок.
«Сибирская генерирующая компания» реализует масштабные экологические проекты на своих станциях. Например, мы переводим нагрузку с малоэффективных котельных на свои мощности, меняем газоочистное оборудование на ТЭЦ-1, на ТЭЦ-3 строим новый энергоблок с электрофильтрами. Все это касается непосредственно производства.
Но мы понимаем, что усилиями одной лишь нашей компании не обойтись, потому что есть проблемы с выбросами от наземного транспорта, от отопления в частном секторе, и их тоже нужно решать. А у нас есть компетенции, есть ресурс, чтобы этим заниматься.
Хотим побороться за экологию
В Красноярске зарегистрировано порядка 367 тысяч легковых автомобилей. Все они за год суммарно выбрасывают 60 тысяч тонн вредных выбросов 1-4 класса опасности. Заменив, например, общественный транспорт города на электротранспорт, переведя на электрическую тягу транспорт юридических лиц и порядка 7-10 % транспорта физлиц, объемы выбросов можно снизить вдвое. В том числе и для этого мы развиваем сеть электрозаправок в нашем городе и крае. Сегодня красноярская сеть — самая крупная за Уралом: более 60 электрозаправок уже работают, в планах до конца этого года — приблизиться к цифре 100.
Еще один источник выбросов, причем, как и в случае с автотранспортом, — находящихся в зоне нашего дыхания, это частный сектор. Казалось бы — и на ТЭЦ, и в печке сжигается уголь, но по-разному. Есть два нюанса: первое — на единицу тепловой мощности из печки выбрасывается в 7 раз больше вредных веществ, чем на ту же единицу на ТЭЦ, и в 2 раза больше, чем на котельной. Второе — высота дымовой трубы и площадь рассеивания газообразных выбросов. Все выбросы оседают в приземном слое и концентрация их значительно выше. Третье — очистка от твердых частиц, которая на ТЭЦ есть, а у частного сектора отсутствует. И четвертое — это качество топлива, если на ТЭЦ действует многоуровневая система контроля качества, то в домах жгут, как правило, самое дешевое.
Поэтому перевод на электроотопление может помочь решить экологическую проблему. Конечно, такой перевод одними нашими усилиями невозможен — требуется модернизация электросетей, совместная работа с правительством, субсидирование и ряд других мер. Мы со своей стороны делаем то, что можем. У нас есть пилотный проект «Новое тепло», в котором участвуют 115 домов в Покровке и Базаихе. Результаты двух лет реализации «пилота» доказывают — горожане готовы и хотят перейти на электроотопление как чистое, удобное, экологичное. Важно, чтобы оно могло конкурировать с угольным по финансовой составляющей, и тогда выбор в пользу электричества будет очевиден.
Одним словом, мы — за комплексный подход.
Моя работа мне очень нравится. Прежде всего, в ней вообще нет тривиальности, потому что многое приходится изобретать самим, впервые. Я получаю новые навыки. Плюс приходится много взаимодействовать с госорганами, с другими компаниями, работать вовне — а это определенный навык в коммуникации.
Люблю природу и активный отдых
Я родился и вырос в Красноярске. У меня, к сожалению, не так много свободного времени, так как помимо работы в СГК, я еще преподаю в Сибирском федеральном университете и учусь в аспирантуре. Но, конечно, стараюсь найти время и на отдых, потому что это залог хорошей работы. Отдыхать предпочитаю активно, особенно летом. Люблю кататься на велосипеде, ходить на «Столбы», ездить в «Бобровый лог». Еще мне очень нравится кататься на сапборде: на Мане, например, очень красивые места.
Люблю играть в бильярд, причем играю в него с детства. Отец меня брал с собой пару раз в месяц на игру, очень полезно для глазомера, тренирует зрение. Меня это затянуло, я в целом очень азартный человек, особенно в игровых видах спорта, и обожаю побеждать. Сначала я хотел обыгрывать отца, была такая цель. Потом мы с ним играли двое на двое с другими. Но со временем это отошло на второй план, и я больше углубился в учебу, предметы становились всё сложнее.
Сейчас командой СГК играем в кёрлинг. Очень интересный вид спорта — его называют «шахматами на льду».
Помимо активного отдыха на природе и спорта люблю хорошую кухню. Красноярск — гастрономическая столица и даже обгоняет, наверное, по уровню Москву и Питер. Как мне говорит мой друг-москвич, в Москве надо знать, где вкусно поесть, а в Красноярске можно зайти в любое заведение и не ошибиться. Я неравнодушен к грузинской кухне. В детстве у нас были друзья семьи из Грузии, мы часто ходили к ним на праздники. И такое застолье для меня — вкус детства.
Красноярск я очень люблю. У меня большой опыт общения с жителями других городов и даже стран. Мне сложно сказать, в чем именно, но я уверен — красноярцы сильно отличаются. Я красноярца чую за версту — наверное, от речи до круга вопросов, которые обсуждаем.
Например, приезжаешь в Москву — там все настроены только на дело, не в обиду сказано, но никто не спросит просто и искренне «Как сам? Как жизнь идет?». Конечно, там люди сильно загружены и не всегда хватает времени на общение от сердца, а иногда этого очень хочется.
Всегда найдутся единомышленники
«Сибирская генерирующая компания» инициирует много разных мероприятий для своих сотрудников, которые напрямую не связаны с работой. Я участвую в большинстве: наверное, проще сказать, где меня нет. У нас есть молодежный совет, с которым мы организуем различные активности — играем в квизы, лазертаг.
Я практически сразу понял — это то, что помогает отвлечься от напряженных будней. Будучи работником на ТЭЦ, я играл в КВН, у нас была команда «Смех и цех». Сейчас участвую в большом экологическом проекте компании — «Зеленая дружина», с коллегами и неравнодушными горожанами занимаемся озеленением.
Могу сказать, что молодежный совет — это такая школа жизни. Чтобы, например, лавочку покрасить где-нибудь в общественном парке, нужно разрешение получить, с людьми договориться, закупки сделать, а это ведь просто лавочка.
Что уж говорить о каких-то крупных мероприятиях и акциях. И вместе с такими же молодыми, как я, мы учимся налаживать связи, общаться, работать с госорганами и т. д. Молодежный совет — это и школа будущих управленцев, ведь те, кто готов брать на себя ответственность в мелочах, способны и к руководству крупными проектами.
Беседовала Валя Котляр специально для Newslab