Главная
>
Статьи
>
«Ночной дозор»

«Ночной дозор»

08.07.2004
19
Режиссёр: Тимур Бекмамбетов
В ролях: Константин Хабенский, Владимир Меньшов, Мария Порошина, Виктор Вержбицкий«Ночной дозор»

О «Ночном дозоре» много говорили, ещё больше писали, и, наконец, первенец современной отечественной кинофантастики на больших экранах. Это, безусловно, самый ожидаемый российский проект года, да иначе – после столь агрессивной и мощной рекламной кампании – и не могло быть. В первые дни даже на дневных показах залы были заполнены людьми, пребывавшими в ожидании чего-то совершенно невероятного – некоего грандиозного зрелища со спецэффектами, невиданными доселе в продукте отечественного кинематографа.

Сбылись ли зрительские ожидания, оправдались ли надежды? Не знаю, но скорее нет – увиденное удивило, озадачило, доставило удовольствие (и это главное), но представлялось всё это как-то иначе. Не примите меня за оголтелого поклонника, возмущенного несоответствиями между экранизацией и литературным первоисточником, – романа Лукьяненко не читал и, скорее всего, не прочту уже никогда. Речь исключительно о снятом Тимуром Бекмамбетовым фильме, о котором из многочисленных статей, телевизионных сюжетов и рекламных роликов сложилось вполне определённое представление, оказавшееся в результате очень и очень далёким от реальности.

«Ночной дозор»Если что и не обмануло ожиданий, так это составляющая первый пролог битва на мосту между «Светлыми» и «Тёмными», после которой и был заключён тысячелетний Договор, регулирующий отношения сил добра и зла. Можно сказать, что сцена побоища перекликается с «Властелином колец», но на самом деле зрелище изрядно напоминает предыдущую работу Бекмамбетова «Гладиатрикс» (в американском прокате «The Arena») – фильм, снятый им для Роджера Кормана. Впрочем, даже не очень внимательный зритель обнаружит в «Ночном дозоре» много общего и с другими работами режиссёра: от рекламных роликов серии «Всемирная история: банк Империал» до клипов Чичериной.

Если впечатляющая, хоть и скоротечная битва несёт в себе изрядный заряд пафоса и настраивает на серьёзный, несколько философский лад, то второй пролог производит поначалу впечатление откровенного стёба. При задержании ведьмы в мир «иных» вливается главный герой Антон Городецкий (Константин Хабенский), вместе с ним двери в «сумрак» открываются и зрителю. Отнестись к происходящему на экране в этом эпизоде серьёзно как-то не получается, но оторваться от просмотра уже практически невозможно – внимание полностью сосредоточено на фильме вплоть до финальных титров.


«Ночной дозор»

И уже после прологов начинается собственно история, где «Светлые» из ночного дозора охотятся за вампирами, спасают невинных людей, снимают страшные проклятья, выясняют отношения с «Тёмными» из дозора дневного. То есть, более или менее стандартная борьба добра со злом, в процессе которой взрываются ТЭЦ, падают самолёты, крутятся вихри и всё такое прочее. Сюжет пересказывать бессмысленно, в том числе и по той причине, что в этой картине сюжет – далеко не самое главное. Здесь главное – действие, очень динамичное, разворачивающиеся иногда в рваном, а иногда в очень жёстком ритме, ни на секунду не позволяющее отвлечься. Чему способствуют и блестящие актёрские работы, и диалоги, которые подчас просто восхитительны, и отменный «многослойный» юмор.

И, конечно же, визуальные эффекты, без которых весь этот проект был бы лишён всякого смысла. Ярко желтая аварийная машина (тот самый ЗИЛ из рекламного ролика, совершающий невероятное сальто), ускоряющаяся и несущаяся по московским улицам в лучших традициях «Форсажа», процесс превращения людей в животных, схватки с вампирами в Сумраке, вылетающий на крышу лифт и прочее, и прочее – именно эффекты делают «Ночной дозор» интересным. Особенно впечатляет превращение совы в человека, выглядит оно крайне убедительно – облако перьев, какая-то слизь, жуткие звуки – болезненность процесса ощущается прямо-таки физически.


«Ночной дозор»

Визуальный ряд весьма значим ещё и потому, что смысловая нагрузка минимальна. Да, авторы пытались раскрыть неоднозначность таких понятий, как добро и зло, пытались продемонстрировать душевные метания Городецкого, сомневающегося в правильности и разумности Договора и, как следствие, своих действиях, пытались показать растерянность двенадцатилетнего Егора, узнавшего, что он – «иной», и вынужденного делать выбор между «Тёмными» и «Светлыми». Но именно что пытались. Но не получилось. Хоть картина и полна символов, глубины она лишена.

Но самая впечатляющая составляющая «Ночного дозора» – даже не эффекты, а актёры. Римма Маркова неподражаема в роли ведьмы, а таких, как здесь, вампиров ещё поискать: хороши и Чадов, и Лагутенко, а Валерий Золотухин просто великолепен. Гоша Куценко на задании трогательно смешон, а Галина Тюнина со всеми своими превращениями очаровательна, как никто другой. В общем, актёрский состав отменный, и даже Владимир Меньшов в роли великого Гесера и Виктор Вержбицкий в роли главного «злодея» Завулона вполне адекватны. Всё-таки именно актёры всегда были и остаются главным достоянием отечественного кинематографа.


«Ночной дозор»

А «Ночной дозор» – ни что иное, как продукт современного российского кинематографа со всеми его плюсами и минусами. Можно провести массу параллелей – как сюжетных, так и в плане визуального решения – и с классическими «Звездными войнами», и недавними «Властелином колец», и «Матрицей». Не заметить их просто нельзя, голливудские стандарты оказали немалое влияние на создателей, но «Ночной дозор» – это донельзя «наше кино», «русскость» здесь в каждом кадре, национальный характер присутствует чуть ли не в каждом авторском решении.

Странное, будоражащее кино, которое ожидает несомненный коммерческий успех. Но вопросов к авторам гораздо больше, чем у них ответов. Среди прочего хотелось бы узнать, сколько же им заплатил «родной» МТС за столь беззастенчивую рекламу, или зачем нужен был в финале бодрый рэп с кратким изложением содержания фильма и призывом: «Все на просмотр картины второй!». Думается, кстати, что именно продолжение (и его касса) и покажет, насколько же оказались состоятельны в многотрудном деле создания фантастического кино авторы этой весьма неоднозначной картины.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать