Есть спектакли, которые пользуются необъяснимым успехом у публики. Вроде, если присмотреться, ничего особенного: два притопа, три прихлопа, примитивные шутки… Но зрителям упорно нравится! А если такой спектакль на некоторое время выпадает из репертуара, по нему искренне скучают. В Красноярском драматическом театре им. Пушкина говорят, что ни один их спектакль не отличает такая неизменная зрительская любовь, как комедию Карло Гольдони «Хозяйка гостиницы».
«Хозяйка» не сходит с афиши театра уже пять сезонов. Спектакль поставил питерский режиссер Борис Уваров, и в свое время ему немало досталось и от критики, и от некоторых театралов. Как только не ругали уваровскую постановку! И что режиссер сместил акценты, в результате чего классическая комедия дель арте превратилась в эксцентричную клоунаду. И что спектакль больше похож на капустник, в котором актеры порой так заигрываются, что сами не знают, как выпутаться из ситуации. Да мало ли! И все-таки факт остается фактом: «Хозяйка гостиницы» остается одним из самых аншлаговых, востребованных зрителями спектаклей. И нравится это кому-то или нет, публика голосует рублем.
Пожалуй, самые спорные персонажи во всей постановке – заезжие актрисы Деянира и Ортензия. В уваровской версии их играют Владимир Пузанов и Андрей Пашнин (позднее с временным уходом Пашнина из театра на роль Ортензии был введен Алексей Максименко, но его игру я не видела, поэтому ничего на этот счет сказать не могу).
По сюжету пьесы, главная героиня в ней – хозяйка гостиницы Мирандолина (Ирина Иванова), в которую влюбляются все окружающие ее мужчины. И даже ярый женоненавистник кавалер Рипафратта (Дмитрий Корявин), осмелившийся бросить ей вызов, не в силах устоять перед очаровательной Мирандолиной. Но Пузанов и Пашнин (роли которых, по сути, второстепенны) настолько комичны, что не только затмевают главную героиню, но и полностью перечеркивают сюжетную линию. Зрителю уже не до Мирандолины и ее похождений – все с нетерпением ждут появления двух актрисуль! Причем, совершенно непонятно, кого они играют – то ли женщин, то ли мужчин, зачем-то прикинувшихся женщинами. Во всяком случае, волосатая грудь Андрея Пашнина наталкивает на мысль о втором. Но кому какое дело до таких тонкостей – главное, что публике смешно, пусть это и достигается столь сомнительным способом. Не будьте чересчур взыскательны, господа!
Малодостоверен и еще один персонаж – кавалер Рипафратта. После увольнения из театра Якова Алленова на эту роль был введен Дмитрий Корявин. Алленова уволили в прошлом сезоне как раз за срыв очередного показа «Хозяйки гостиницы»: актер явился на работу подшофе, и его партнерша наотрез отказалась выйти с ним на сцену. И хотя можно как угодно относиться к этой ситуации, с заменой Алленова на Корявина спектакль явно проиграл. Очень трудно поверить, что сексапильный Дмитрий Корявин с его яркой внешностью героя-любовника (в отличие от брутального Алленова) может ненавидеть женщин! И это несоответствие бросается в глаза уже с первых сцен.
Впрочем, сами актеры не согласны с критичной оценкой «Хозяйки гостиницы». Как мне приходилось слышать от многих из них, спектакль так долго держится благодаря слаженному актерскому ансамблю, и сами артисты играют в нем с огромным удовольствием. По большему счету, с этим трудно не согласиться: и сама Мирандолина, и маркиз Форлипополи (Артем Рудой), и граф Альбафьорита (Александр Истратьков) – от их игры получаешь настоящее удовольствие! Андрей Киндяков, который сезон отработал в Норильске, признавался, что после возвращения в театр им. Пушкина единственная роль, которую ему по-настоящему хотелось бы вернуть, - это роль лакея Фабрицио в «Хозяйке». Что ему и удалось – на радость поклонницам. А Владимир Пузанов, которому, как сам он считает, приз зрительских симпатий дважды доставался именно благодаря этому спектаклю, уверен, что «Хозяйка гостиницы» вообще не настолько проста, как кажется: «Да, это легкий спектакль, он направлен на то, чтобы люди чувствовали себя счастливыми, но как этого достичь? К примеру, наши с Андреем две «клавы» - это даже не женщины, это просто вот такие бабы! Такие две дуры, у них своя логика! Там многое строится на импровизации, но, если с ней переборщить, спектакль развалится».
Кстати, что интересно, столь необычная роль досталась актеру по воле случая: изначально Пузанову предложили сыграть слугу графа (что его не особо вдохновляло - «там роли-то, всего на два предложения!»), а Деяниру и Ортензию репетировали студентки с актерского факультета. Девушки сдавали в ту пору экзамены, и Владимира попросили почитать – «временно». Он прочел - да так, что у Бориса Уварова сразу отпали все сомнения, кто должен играть эту забавную героиню. А если судить по форуму на сайте театра, многие зрители вообще уверены, что спектакль во многом держится именно благодаря дуэту Пашнина и Пузанова.
Елена Коновалова