Главная
>
Статьи
>
Улавливаем тенденции, убеждаемся в бессмертии Sepultura, оцениваем настоящее звучание

Улавливаем тенденции, убеждаемся в бессмертии Sepultura, оцениваем настоящее звучание

16.06.2003
0
сборник
«Нашествие. Шаг XIII»
Real Records, 2003

Каждый раз, говоря о сборнике, мы говорим о тенденции. В данном случае — о тенденции в формировании репертуара ведущей российской радиостанции формата «непопса». Тенденция же в данном случае вырисовывается печальная: Михаил Козырев, наслушавшись речей о «кризисе русского рока» и «истощении репертуара», решил отныне считать форматной для «Нашего Радио» музыку практически любой команды, в составе которой наличествует гитарист. Оно бы, может, и ничего, если бы не качественный состав тех, кто берёт сейчас в руки гитару. В результате на «Нашествие — XIII» не попали, к примеру, «DDT», «Аквариум» и «ЧайФ» (при несомненной форматности и наличии свежих, вполне удачных альбомов), зато в изобилии представлены команды уровня «мочить в школьном сортире, чтобы идею не поганили». Поимённо: невероятно убогая музыка социального, прости господи, протеста от команды «Невидимки, смотрящие на ботинки» (трек 17 — «Уходи») и навсегда уже осточертевшая музыкально и текстуально попытка куда-то вырваться, на сей раз — в исполнении певицы Мары (трек 13 — «Самолёты»); какой-то уже совсем по-детски беспомощный, бездарно-картавый речитатив (трек 20 «Бигуди&Гришковец — Настроение улучшилось»), вызывающий вместо позитивных эмоций брезгливую жалость; наконец, просто скучные упражнения бутусовского проекта «Ю-Питер» (трек 1 — «Я покидаю Землю») и команд «Мёртвые Дельфины» (ужасное нытьё под названием «На моей луне» — трек 7) и «Сансара» (трек 11 — «Дыхание» — пустая и избитая, несмотря на попытки «сыграть с драйвом», песня). Ещё пара треков стала жертвой ротационных рамок — далеко не самая удачные песни «Я с тобой» и «А вы-то кто?» запросто могут отбить у человека со стороны желание продолжить знакомство с такими достойными командами, как «5'nizza» и «2ва самолёта».

К счастью, на сборнике из двадцати треков физически невозможно обойтись без композиций чертовски хороших. Их на «Нашествии» три, и две из них, к сожалению, находками не стали: «Зву-чи!» от «Ночных снайперов» (самая проникновенная и лаконично-красивая песня с последнего альбома) и «Кольцевая» от «Зверей» (Рому Зверя я осторожно поругивал, но никогда не отрицал, что на общем рокопопсовом фоне он — безусловное событие). Третья несомненная удача, как ни странно, принадлежит Butch: «Встану» (пятый трек на альбоме) непривычно хороша для этой девушки-травести, и будет очень здорово, если таким же получится её новый альбом.

Найка Борзова, Вадима Самойлова, «Танцы минус» и иже с ними я сознательно обхожу вниманием. У вас наверняка уже есть собственное мнение о том, пребывает ли русский рок в кризисе и что для них (рока и кризиса) делают эти люди. Но одно я, обобщая впечатление от «Шага XIII», сказать могу со всей ответственностью: такое «Наше Радио» — не моё и вряд ли ваше. Счастливо, так сказать, оставаться.

Paolo Conte
«Reveries»
Warner Music, 2003

С творчеством этого итальянца вы знакомы наверняка, хотя некоторые из вас, возможно, об этом и не догадываются. Не говоря даже о том, что Паоло Конте писал песни для Адриано Челентано, ему принадлежит множество композиций из разряда «всем знакома, но чья — неизвестно». «Reveries» — альбом-компиляция из песен классического репертуара Паоло в новой обработке.

Об этом альбоме трудно говорить обобщениями: сеньор Конте восхитительно разносторонен как композитор. Жанр композиций на «Reveries» варьируется от танго до свинга, от румбы до классического шансона. Неизменным остаётся только филигранная работа в любом жанре да ещё фирменный вокал Конте — соединение армстронговских наждачных басов и болезненных каких-то модуляций в стиле Тома Вэйтса. У этого голоса очень необычный эффект — он убедительный. Что бы и на каком бы языке не пел Паоло (а на альбоме, к слову, присутствуют песни и на итальянском, и на французском, и на английском) — он всегда крепко держит, не давая ни малейшего шанса вывернуться. Очень нечастое и очень приятное свойство. Не пропустите.

Sepultura
«Roorback»
Interscope Records, 2003

Это просто праздник какой-то, ей-богу. Я смеялся все пятьдесят минут, не стесняясь окружающих. Он так рычит!.. («он» — это Дерик Грин, сменивший в девяносто восьмом Макса Кавалеру на посту вокалиста — примечание здравого смысла) Он неподражаемо рычит. Он рычит бессмысленнее и беспощаднее волка из «Ну, погоди!». На пятой минуте хочется сказать «дяденька, зачем вы так рычите, вас же никто не боится», но на десятой уже минуте совершенно невозможно оторваться. Впрочем, нечестно считать всю эту феерию заслугой Грина. Работа с аранжировками на «Roorback» выполнена на соответствующем уровне прямоты и откровенности: никаких изысков, паузы делаются, когда ломается инструмент, тональность меняется, когда ноют руки (музыканты вернулись к «прямолинейной» манере исполнения, хорошо зарекомендовавшей себя на альбоме «Against» — примечание официальных источников). Окончательно же добивает неосторожного слушателя тот факт, что всю эту чудовищную пятидесятиминутную какофонию (продукт тонкого сочетания контролируемой агрессии и мрачного мелодизма  — настоящая цитата) группа сумела поделить на тринадцать отрезков и придумать для каждого своё название. Вот это называется «мастерство». Я бы так не смог никогда. И не надо мне здесь говорить о падающих продажах. Sepultura, похоже, бессмертна, пока в её составе есть такие люди.

Reamonn
«Beautiful Sky»
Virgin Music, 2003

На этой пластинке существующий с 1998 года немецкий коллектив Reamonn нашёл, по словам своего фронтмена Римона Гарви, своё настоящее звучание. Звучание пусть и не поражающее оригинальностью, но несомненно притягательное. Reamonn играют то, чего альтернативной рок-сцене очень сильно сейчас не хватает — по-немецки добротный балладный alternative при отменно чувственном и темпераментном (Гарви всё-таки ирландец по национальности) вокале. Вы, возможно, слышали уже сингл «Star» — если нет, начните знакомство с альбомом именно с этой композиции: она даёт очень хорошее представление о способностях коллектива достигать большого малыми средствами. Аранжировки альбома никогда не перегружены, но звучат с богатством симфонического оркестра (очень хороша в этом смысле баллада «Falling Down»). Гитарные партии — ровно с тем нажимом, с каким нужно. Электроника вплетена так, что её чувствуешь, но не слышишь (за исключением нарочито электронных номеров, таких, как «Pain»). Единственная ложка дёгтя — откровенно неудачные «боевики» вроде «Valentine»: у Гарви голос, совершенно не терпящий нажима. Ну да лиха беда начало: для «первого альбома с настоящим звучанием» «Beautiful Sky» очень и очень неплох.

Sugar Ray
«In The Pursuit Of Leisure»
Sony Music Entertainment, 2003

Признание пришло к Sugar Ray, как только группа прекратила играть металл и стала вместо этого чем-то вроде осовремененных Duran Duran. Похоже, успех начинает потихоньку кружить ребятам голову. На свежем альбоме музыканты попытались метнуться сразу во все потенциально выигрышные стороны: первый сингл с альбома, композиция «Mr. Bartender (It's So Easy)», получился ничем иным, как попыткой клонировать «Get the Party Started» Пинк. Остаток диска также богат попытками обогатить звучание: к лёгким поп-рок аранжировкам добавляются то регги-мотивы (с соответствующей инструментальной базой, как в «Whatever We Are»), то рэповые вставки, то мелодии, явно вдохновлённые диско-культурой восьмидесятых. Альбом в результате получился чересчур коммерческим, каким-то неприятно-переслащённым (даже если закрыть глаза на то, сколько мёда появляется в голосе Марка Макграфа на «Photograph Of You» и паре других баллад с «In The Pursuit Of Leisure»). Что характерно, подобное стремление понравиться всем оттолкнуло даже закоренелых фанатов Sugar Ray. Впрочем, говорят они, «с четвёртого прослушивания уже нравится». Видимо, у меня просто не хватило терпения.


Увидимся. Музыки — много.

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. 54–13–31

Рекомендуем почитать