Главная
>
Статьи
>
Ничего не надо, кроме лимонада

Ничего не надо, кроме лимонада

18.07.2005
1

Или ностальгия по вкусу из детства

Подойдя к торговому прилавку с напитками, вместо привычной минералки взял лимонад. Не знаю, то ли жара так подействовала, но вдруг накатила ностальгия по детству. Когда лимонад казался необыкновенно вкусным.

Но после нескольких глотков этого напитка стало сухо во рту и еще больше захотелось пить. Объяснение этому простое. В составе напитков моего детства было минимум компонентов: сахар, лимонная кислота и натуральные ароматизаторы. То, что производят сейчас под теми же «классическими» марками, – большей частью суррогаты. Специалист управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Юлия Бурунова, следящая за качеством напитков, категорична. Она считает, что это вообще преступление – разрешать изготавливать газировки на ароматизаторах. Особенно в отношении детей, которые в основном и покупают эти дешевые напитки.


Ничего не надо, кроме лимонада

По оценкам специалистов, почти в 90 % из них сахар заменен на искусственные подсластители. Таким образом, производители удешевляют свою продукцию. Но напитки от этого имеют странноватый металлический привкус (если используется сахарин), аспартам обладает длительным послевкусием, что совсем не способствует утолению жажды. Замечали – чем больше пьешь, тем больше пить хочется? Причем редкий производитель пишет на этикетке, какой сахарозаменитель использует. Больше всех претензий к аспартаму (Е-951). По данным американского журнала Catalist, к побочным эффектам этого химически синтезированного компонента относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, головные боли, сыпи, депрессии, ослабление памяти и зрения, невротические расстройства и даже припадки. Помимо всего прочего, аспартам еще и усиливает аппетит. Согласно статистике, число тучных американцев увеличилось после того, как аспартам вошел в состав диет для снижения веса. В качестве подсластителей используют еще ацесульфам и сахарин.


Ничего не надо, кроме лимонада

В современных напитках не только подсластители, но и красители, и ароматизаторы зачастую искусственные. Эта химическая тройка, по единодушному мнению врачей, чужда организму. Он не приспособлен бороться с ней, усваивать и даже полностью выводить. Поэтому компоненты накапливаются, зашлаковывают организм, более того, накапливаясь годами, химические продукты вызывают в нем необратимые изменения. Остается надеяться, что настанут времена, когда российский потребитель, беря в руки бутылочку или баночку, будет знать, что же он пьет. А пока существующий ГОСТ не ограждает нас от «синтетической газировки». И нужно самим читать внимательно этикетку. И выбирать напитки, приготовленные на основе натуральных компонентов. Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в мае провела дегустацию лимонада местных производителей. Единственным образцом, о котором можно сказать, что этот тот самый вкус из детства, – стал лимонад абаканского предприятия «Аян». И это неудивительно. Он сделан по старой рецептуре: на основе сахара, а не искусственных подсластителей. А потому, единственный может по-настоящему утолить жажду. Вот только производители мало заботятся об имидже напитка: нам продали образец в мятой бутылке, с потертой этикеткой.


Ничего не надо, кроме лимонада

Зато маркетологи «Пикры» перестарались. Их лимонад не просто газированный напиток, а СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ. Что имел в виду производитель, эксперты не поняли. Видимо, какая-то секретная миссия у пикровского напитка. Вкус и аромат у него отличный. Вот только не лимоннный, а… грушевый. Может, это имели в виду маркетологи, говоря о напитке специального назначения.

Вкус лимонада «Тагарский» тоже не лимонный, а фруктово-ягодный. Здесь благоухание яблок, барбариса, груши – разумеется, ароматизатора. Цвет у него черного винограда. Эксперты сделали замечания по маркировке – производители не указали, что в составе есть аспартам, на который, кстати, у некоторых людей может быть аллергия. Лимонад «Фиеста» (ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс») тоже маскируется – подсластители значатся под буквой Е. Специалисту это о многом скажет, а вот рядовому покупателю – вряд ли. «Фиеста» пахнет яблоком и грушей. Послевкусие не очень приятное, и хочется пить. Сахарозаменитель дает о себе знать.

Лимонад «Фруктайм» (ООО «Кока-кола») занял последнее место. У экспертов много претензий по маркировке: не указаны противопоказания, хотя в составе напитка есть фенилаланин, который не рекомендуется больным фенилкетонурией. Зато у него выраженный лимонный аромат (наконец-то!). Но и привкус подсластителя аспартама – тоже ярко выражен.

Эх, нет в лимонадном мире совершенства…

Запрещенные к применению в России добавки:
– краситель Е-121 (цитрусовый красный 2). Им было принято обрабатывать корки апельсинов;
– краситель Е-123 (амарант) – синтетический краситель, не имеет ничего общего с одноименным растением;
– консервант Е-240 (формальдегид) – очень ядовитое вещество, в котором медики хранят, скажем, образцы животных тканей;
– Е-924а и Е-924в – их использовали раньше в хлебопекарной промышленности для улучшения муки.

Олег Мельников

Рекомендуем почитать