1 июля вступили в силу сразу два документа о связи, которые дали абонентам значительные права. Причём, не только владельцам квартирных, но и сотовых телефонов. Так, можно три секунды бесплатно говорить по мобильному, независимо от тарифного плана. А новые хозяева, купившие телефонизированную квартиру, – заплатят за предоставление связи лишь месячную абонентскую плату.
Все это прописано в Правилах оказания услуг подвижной (сотовой) связи и Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи. Этому мы и посвятим выпуск «Жалобной книги».
Три секунды на ошибку
Введение 3-секундного защитного интервала – безусловное благо для абонента сотовой компании. Ошибочное междугороднее соединение, случайный звонок – да мало ли что! Это особенно важно, если учесть, что время разговора отсчитывается не только с момента ответа абонента, но и с момента включения автоответчика, факса или определителя номера. За три секунды можно успеть сориентироваться и отключиться, чтобы не платить за «беседу» с автоматом.
Другое важное нововведение – стали бесплатными звонки с мобильного телефона в экстренную службу по общим для всей страны телефонам: 01, 02, 03. Причем связь с этими службами будет доступна, даже если на вашем счету нет денег. А если пользователь не израсходовал полностью карту оплаты услуг, он имеет право получить оставшиеся деньги.
По новым правилам, если человек недоволен качеством связи, можно попытаться потребовать компенсации: 3% от стоимости услуги за каждый день, когда работа оператора его не устраивала. Почему попытаться? Потому что вину компании нужно будет доказать. А как это сделать, если в тех же Правилах нет стандартов качественности сотовой связи? К тому же можно многое подвести под форс-мажорные ситуации, при которых деньги не возвращаются. Например, при отключении электричества и «зависании» из-за этого сети на весь день. Правда, и оператор может потребовать с абонента неустойку, если последний задерживает оплату услуг связи. Ее максимальный размер – 1% от стоимости неоплаченных услуг. «Вымпелком», например, берет сейчас 0,2% за каждый день просрочки, а МТС – 0,3 (для контрактных планов).
Операторы имели обыкновение оповещать абонентов о новых тарифах или изменении текущих буквально накануне введения, а то и вообще не оповещать. Видимо, опасаясь копирования со стороны конкурентов. Теперь такую информацию должны донести до вас не позднее, чем за 10 дней.
Изменить номер без соответствующей просьбы владельца сотового оператор имеет право, только если иначе он не сможет продолжать работу. И то – компания обязана предупредить об этом за 60 дней. Замена осуществляется бесплатно. Но изменение номера по инициативе абонента – платная услуга.
А вот брать деньги за информацию о тарифах, о зоне обслуживания, о состоянии лицевого счета и задолженности сотовые компании не имеют права. Интересно, что теперь они должны бесплатно предоставлять доступ не только к своей информационно-справочной службе, но и к справочным службам конкурентов. Но, не дай бог, сведения об абоненте, переданные им оператору, станут без согласия владельца телефона достоянием гласности. Тут уж никакие форс-мажорные обстоятельства не помогут и ссылки на то, что базу данных украли злоумышленники. Пользователь может потребовать возместить убытки и моральный вред.
Телефон в рассрочку – такое возможно
Мы считаем само собой разумеющимся, что можем звонить в любое время суток. Оказывается, в обязанность связистам это никто не вменял. Впервые это прописано в новых Правилах оказания услуг телефонной связи. Новшеством является и то, что документ регулирует отношения не только с владельцами квартирных телефонов, но и с юридическими лицами, и с частными предпринимателями. Договор, который заключается с абонентом, теперь считается бессрочным. Ограничить срок его действия можно только по желанию владельца телефона (пункт 43). Правилами не утверждена типовая форма договора, поэтому каждый оператор вправе разрабатывать свой вариант. Правда, как поясняет Людмила Семёнова, заместитель начальника отдела по защите прав потребителей территориального управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, в пунктах 53 и 54 есть перечень сведений, которые должны быть включены в документ. К обязательным (существенным) относятся: абонентский номер, оказываемые услуги телефонной связи, схема включения оборудования, система оплаты услуг, порядок, сроки и формы расчетов. Если какого-то из этих пунктов не будет в договоре, обращает внимание Семенова, он считается незаключённым и не порождает никаких прав и обязанностей. Вряд ли, конечно, операторы не будут в курсе этой нормы, но и самим стоит быть осведомленным. Закон «О связи», введенный в 2004 году, дал право абонентам самим выбирать, как им платить за услуги: за каждую минуту разговора или фиксированную абонентскую плату. Связисты тогда пытались опротестовать это положение: в прежних «Правилах оказания услуг телефонной связи», которые утратили силу с 1 июля этого года, это прерогатива оператора связи. Теперь такое противоречие устранено. Пункт 59 подтвердил: форму оплаты выбирает абонент. Если вы решили, что выгоднее абонентская оплата, то заявление нужно подать до 20 числа. Тогда с начала нового месяца вас снимут со счетчика. Не успеете – придется ждать месяц. Переведут на другую систему БЕСПЛАТНО. Но если вы потом передумаете (абонентская плата покажется высокой), то за возвращение к повременке придется платить.
Стать владельцем домашнего телефона сегодня реально и жителям Черемушек, и Северо-Западного. Жители этих микрорайонов, стоявших много лет в очереди, наконец-то получили связь. И уже не так дорого. Нет, цена за установку не снизилась. Но теперь при установке можно внести не более 30% от стоимости. А остальную сумму – растянуть на 6 месяцев (пункт 89) . Правда, этой возможностью могут воспользоваться только абоненты компаний, тарифы которых регулируются государством. «Сибирьтелеком» входит в их число. А вот если вы купили квартиру, в которой был телефон, то мало того, что вы имеете право переоформить его на себя. Даже если кто-то стоит на очереди со дня заселения дома. Даже если этот человек имеет льготы на первоочередную установку телефона. Так вы еще заплатите за эту роскошь всего лишь месячную абонентскую плату. В Красноярске это 165 рублей.
Пункт 116 Правил обязывает оператора доставлять абоненту счет в течение 5 дней с момента его выставления. Каким образом он будет это делать, должно быть прописано в договоре. Сейчас, как правило, мы узнаем, сколько должны связистам, в местах оплаты, когда приходим платить за телефон.
Абонент с 1 июля несет ответственность за нарушение сроков оплаты. Оператор, в соответствии с пунктом 118 имеет право, направив вам письменное извещение, отлучить от связи. До погашения долга или замены. А через 6 месяцев – если за это время вы не заплатите причитающееся компании – она вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор. И всё, прощай телефон!
Такие же меры будут применяться к тем, кто нарушает правила эксплуатации телефона или пользуется несертифицированными аппаратами. Правда, пункт 119 уточняет, что можно приостановить оказание только той услуги, за которую не заплачено. Например, если у вас долг за междугородние переговоры, то отключат только «восьмерку». А звонить по городу по-прежнему будет можно. Если же задолжали всем, то вам оставят только возможность вызова экстренных служб. Да и то при наличии технических возможностей у оператора выделить эти номера. Когда разбогатеете (но не тяните полгода!), телефон, конечно, включат. Вот только еще пеню придется заплатить: 1% от долга за каждый день просрочки, но не больше основной суммы.
Если же вы недовольны работой телефонной компании, то не спешите сразу в суд. Сначала напишите письмо «обидчику», где свои претензии изложите. И выдвиньте требования: уменьшить размер оплаты услуг, вернуть уплаченные деньги, возместить убытки и т.п. Если оператор признает их обоснованными, то должен выполнить их в 10-дневный срок с момента предъявления претензии. Не согласится – ответа можете ждать два месяца. И только после этого, с отказом от исполнения ваших требований, можно идти в суд. Но, надеюсь, до этого дела не дойдет. Правила на стороне владельцев и сотовых, и домашних телефонов. Умейте ими пользоваться.