Главная
>
Статьи
>
«Казус Белли» / «Casus Belli»

«Казус Белли» / «Casus Belli»

17.07.2003
1
120 минут, режиссер Игорь Угольников
производство «12А»/ «Угол», 2002 год.


Если во мне взял бы верх молодой борзый слабообразованный кОзел, то ему, несомненно, не понравилось бы. Примерно так: «Кто-нибудь, объясните, о чем это? Для кого это снимали? Весь фильм какие-то старухи притворяются молодухами, бегают туда-сюда, переодеваются, следят друг за другом, изредка пугая зрителей крупными планами своих далеко не юных лиц. Скажите, ну в чем красота, когда на весь экран (слава богу, что хоть малый зал) показывают старое женское лицо? Она там что-то кокетничает, кому-то строит глазки, а ты в это время разглядываешь эти кучи морщин, эти мешки под глазами, вторые подбородки… Мужики и то поприличнее выглядят. И потом сюжет - чего бегают, зачем следят, кто кого любит, абстракция какая-то… Что там было в афише: лирическая комедия… «главный герой объявляет войну самому себе, пытаясь разобраться в своих чувствах к жене», кажется, так? Ну, это как обычно, в афише все четко и ясно, в афише черным по белому написано «комедия», а на деле весь фильм происходят какие-то малопонятные тусовки, ни к селу, ни к городу появляются доисторические пожарные машины, бронетранспортеры, катафалки, розовые кабриолеты. Смысла во всем этом – ноль. И – не смешно. И все это к тому же длится два часа! Короче, российский кинематограф по-прежнему в жопе: какой-нибудь тупой американский боевичок и то веселее, чем эта «лирическая комедия». Сто лет ни ходил на российские фильмы – и ещё сто не пойду».

Но дело в том, что с бОрзыми слабообразованными козлами я всю жизнь борюсь, – и этого победил. КОзел постарше, поинтеллигентнее, и с претензией на образованность тоже бы покритиковал. Что звезды здесь, безусловно, плотно заполняют экранное пространство, но чего-то не хватает в сюжете. Как-то не живенько, знаете ли. Сюжет излишне воздушен, а вот сценарий перегружен деталями, отчего лирическая комедия иногда перерастает в фарс.

Созвездие великолепное – Чурикова, Соломин, Петренко, Михайлов и даже две польских звезды – Эва Шикульска и Барбара Брыльска. Актеры прекрасные, но, каюсь, кажется, что они иногда чуток пере-, а иногда недо-. Один Петренко, при всей нелепости и неуклюжести своего персонажа, непрерывно достоверен и органичен.

А потом бы добавил, что кино это снималось, в общей сложности, всего 45 дней – но по тем или иным причинам эти дни расползлись на три года (оттого, видимо, и это ощущение пере- или недо-: одно дело когда сплошным куском, – вжился в роль и поехали, а тут каждый раз, после перерывов, актерам приходилось вновь и вновь находить образ). Что Угольников, в общем-то, снял это в подарок своей любимой жене. («Этот фильм — признание в любви моей жене, а также к жизни вообще и настоящему киноискусству»). Что, несмотря на здоровые амбиции и то, что «кино снимается, в первую очередь, для зрителей» с «Казусом Белли» никто не собирался устанавливать рекордных кассовых сборов и вряд ли рассчитывал даже на умеренный успех в большом прокате. Что человек, которого, очевидно, не зря называют «одним из самых приятных лиц отечественного шоу-бизнеса», просто взял и сделал своим режиссерским дебютом такое вот доброе и славное кинцо, привет восьмидесятникам и любителям старых рязановских комедий, которые почему-то всегда оказывались лирическими.

Доктор Угол не пытался всем угодить, не высчитывал целевую аудиторию, не добавлял погонь и убийств и даже обязательную снегурочку вот уже нескольких поколений, легендарную Наденьку, не раздел в угоду зрителю. А что – это был бы шикарный рекламный ход: «Шокирующая эротическая комедия. В главной роли звезда «Иронии судьбы…» – Барбара Брыльска! Обнажение, которого зритель ждал больше четверти века!». Зритель бы одобрил, зритель бы пошел. А он не то, что не раздел – даже не стал делать из Брыльской приманку: несмотря на то, что у неё одна из главных ролей, её фамилия даже не во всех афишах значится. (Я, например, шел на Соломина и Чурикову, и когда появилась какая-то тетка в черненьком паричке, тут же случилось мучительное узнавание и – сомнения: если она, то почему я не видел её фамилии на афише? Так до финальных титров и промучился.) В общем, вы следите за ходом моих мыслей? Это кино делалось для души. «Казус Белли» - акт творчества, не акт коммерции. Это не рассчитано на широкое потребление. Это на взрослых гурманов, которые будут смотреть, улыбаться старым шуточкам и цитатам, после морщинок Чуриковой и Брыльской вспомнят о своих собственных, потом, глядя на «доктора Ватсона», подумают, что все-таки время больше щадит мужчин, потом о том, «как жаль, что жизнь так быстро летит», потом вздрогнут когда живого Соломина, не найдя носилок, потащат в гробу – и без горечи подумают: вот где ирония судьбы-то (эта роль оказалась последней для Виталия Соломина в кино, он умер немного не дожив до того, как фильм был закончен), потом о том, что никто не знает, что ждет нас завтра, но надо жить, и уметь улыбаться и любить, независимо от возраста, и «надо же какое красивое море – где это, интересно?» (говорят, Польша)… Потом кино закончится, и все выйдут помолодевшие на добрый десяток лет и со зверским аппетитом (в «Казусе…» много и вкусно едят) и будут идти и думать, что пора бы, пожалуй, тоже съездить к морю…

Максим Потемкин

Рекомендуем почитать