В ролях: Венсан Кассель, Оливье Бартельми, Роксана Мескида, Лейла Бехти, Ладж Ли
Интересно, неужели молодой французский режиссер Ким Чаперон на досуге занимался изучением русского школьного фольклора? Иначе откуда еще ему может быть известно о том, что именно мы в старших классах называли словечком «шайтан»? Обычно это слово применялось к явлениям чрезвычайно странным, практически запредельным, но вызывавшим при этом иррациональное уважение. И фильм Чаперона «Шайтан» относится как раз к таким вот явлениям. Его невозможно отнести к каким бы то ни было существующим категориям кинематографа. О нет, этот фильм исполнен в стилистике сугубо индивидуальной – стилистике, носящей гордое название «полный шайтан».
В своей решимости дойти до самой грани, а затем с веселым гиканьем через нее перепрыгнуть и рысью двинуть еще глубже, в места совсем неизведанные, молодой француз Чаперон может вполне потягаться с самим великим папой художественной пошлятины Джоном Уотерсом. Такого пиршества неаппетитных телесных подробностей большой экран не видывал давненько – одна только сцена с воспоминанием о неудавшемся сеансе орального секса в лагере способна лишить покоя зрителей с тонкой душевной организацией. Помимо этого вниманию аудитории также будут представлены кроличьи внутренности, выклевываемые на крупных планах воронами, собачьи гениталии, поглаживаемые на столь же крупных планах девичьей рукой, и сцена секса втроем, удивительно сдержанная по сравнению со всеми вышеперечисленными прелестями. А, да – еще будет огромное козье вымя на полэкрана, из которого будут поить молоком юную прелестницу. Полагаю, уже одного этого перечисления достаточно, чтобы понять – этот фильм только для сильных духом. И желудком.
Впрочем, стоит заметить, что все эти анатомические радости пытливого ума – далеко не единственное, что делает фильм «Шайтан» той несусветной дичью, которой он гордо является. Выкинь их – и в общей интонации истории о трех парижских дебилах, попавших на рождество в лапы к дьяволу, мало что изменилось бы. С самого начала фильма, с крупного плана оплывшей рожи бородатого ди-джея в ночном клубе с говорящим названием «Стикс», фильм пускается вприпрыжку с какой-то совершенно безбашенной энергией. В клубе практически анекдотичная (русский, немец и китаец) троица из относительно здравомыслящего черного, более отмороженного азиата и совсем уж придурочного белого, отрывается вовсю – один кадрит симпатичную барменшу-турчанку, другого на танцполе завлекает очаровательная незнакомка, а третий получает бутылкой по башке. Вылетев из клуба, вся эта компания вместе с бультерьером по кличке Тайсон (весь фильм так и ждешь, что он откусит кому-нибудь ухо, но, увы, авторы не догнали этого момента) отправляется в загородный дом той самой таинственной незнакомки с танцпола, что охмурила азиата. Дом оказывается полузаброшенным особняком где-то у черта на рогах, в округе, похоже, обитают сплошь недоразвитые юноши да неудержимые вакханки, а в самом доме проживает диковатого вида сторож Жозеф, скрывающий где-то на чердаке беременную жену Мари. Дело, напомним, разворачивается на Рождество, так что самое время насторожиться, увидев рядом имена Жозеф и Мари (Мария и Иосиф, само собой). Добавим, что девушку, что привезла всех в этот дом, зовут Ив, то есть Ева, она постоянно кормит всех яблоками, а про родителей ее известно только то, что папа ее был талантливейший кукольник. Для полноты картины имеется также сторожевой пес по кличке Цербер – тощая черная дворняга, не внушающая особого ужаса.
Вся эта мифологическая свалка разыгрывается в стилистике тупой, нет, очень тупой молодежной комедии с периодическими вкраплениями летаргичного ужастика – к слову, совершенно нестрашными. Герои бродят по дому, лениво соблазняют друг друга, ходят купаться голышом в горячий источник и вступают в странные контакты с местными – и все это под неусыпным присмотром демонического сторожа Жозефа. Венсану Касселю, кстати, необходимо отдельной строкой выразить уважение за эту роль. Дело тут даже не в несусветных вязаных жилетках и огромных резиновых сапогах, в которых он косолапит – дело в том, что ходить весь фильм с таким невероятным выражением лица есть огромное актерское достижение. Более того, лично в моей памяти Кассель теперь навек останется именно с такой прической и такой физиономией – забыть эту рожу будет довольно сложно. В принципе, Кассель, исполнивший также и роль продюсера фильма, напрямую отвечает за то, что это дикое кино вообще вышло на широкие экраны. Так что нет ничего неудивительного в том, что он всю дорогу так скалится – шутка получилась знатная.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001