Разработчик: Crytek
Издатель: Electronic Arts
Издатель в России: Софт Клаб
Жанр: Посредственный FPS чудесной внешности
Сейчас, когда монструозное детище компании Crytek наконец было спущено на воду, честность и открытость его бесчисленных промо-роликов становится просто очевидной. Если негласное правило предписывает девелоперам умещать в видеофрагменты будущей игры все самые яркие, красивые и впечатляющие моменты, то авторам "Кризиса", с его графикой, досрочно получившей главный приз, не было нужды приукрашать свое детище.
И действительно — в этом году победитель в номинациях "лучшая тенистая роща", "самые реалистичные ледяные ущелья" и "эффектнейший закат в речном тумане" определен без колебаний. Девелоперы не только создали свой собственный инструмент рисования окружающей действительности — движок CryEngine, но и мастерски им овладели: каждый из шейдеров стоит на нужном месте, полигональная листва не висит зеленым комом, а живо трепещет при близком появлении вертолета, а водоемы так и зовут бросить этих корейцев с инопланетянами, и устроить себе выходной на море. Кроме художественной ценности, не лишен "Кризис" и ценностей материальных. Так, фразу "интерактивное окружение" мы слышим со времен появления видеоигр, однако еще ни в одном шутере нельзя было выкосить миниганом небольшой лесок или, к примеру, ржавой стиральной машиной пробить насквозь ветхую хибару. Впрочем, рассказать о тщательно и со вкусом устроенном мире Crysis в двух словах не выйдет в любом случае, а длинные художественные параграфы не разрешены, в свою очередь, форматом обзора.
Зато у нас есть время, чтобы рассмотреть обратную, и, к сожалению, весьма темную сторону "Кризиса". Упомянутые выше видеоролики, которыми Electronic Arts бомбардировала общественность с начала производства игры, кроме потрясающей графики содержали фрагменты геймплейя, в которые очень хотелось не верить. Врожденный оптимизм шептал, что всего этого "контерстрайка" в итоговой версии не будет, что цирк-шапито имени Far Cry, с вялыми перестрелками, больше не повторится, что обещанный нанокостюм сможет предложить что-нибудь действительно интересное. Увы.
Приключения бравого солдата по имени Nomad и его верного нанокостюма начинаются с высадки на остров, где этой парочке (и их быстро редеющему отряду напарников) предстоит пачками шинковать корейцев, попутно расследуя и притормаживая инопланетное вторжение. Предлагаемая для продвижения вперед мотивация странна и непонятна, но ее зачастую заменяет желание посмотреть, какие виды открываются с новой, неизведанной точки. Скриптовые вставки, являющиеся игроку в ключевых местах первой, островной части "Кризиса", слишком редки, чтобы не дать ему позабыть сюжетную линию, в результате чего отстрел сторонников идей Чучхэ проходит под вопросом "Что я здесь забыл?". Однако, свободное исследование островных площадей рано или поздно заканчивается, уступая месту инфильтрации в инопланетный корабль. Здесь от былого раздолья, скромно украшавшего вялотекущую осаду сил Кореи, не остается и следа, и Номад становится на прямые как стрела сюжетные рельсы. Финальное приключение в снегах также проходит внутри тоскливо движущейся вагонетки (агрессивные многоножки, словно приглашенные из к/ф "Матрица", дают лишь блеклое представление о том, как горяч мог бы быть "Кризис", не вложи Crytek все ресурсы в отдел графики).
Игровая механика полна шестеренок, которые либо не вертятся вовсе, либо не подходят одна к другой. Нанокостюм, который должен был стать маленькой революцией жанра, на деле оказывается несбалансированным и весьма скромным набором "козырей в рукаве". Высшие уровни сложности заставляют забыть всё, кроме "невидимости", а во всех остальных случаях укрепленный кулак (или же двухсоткилограммовый ящик в руках) оказывается куда полезнее своенравных пуль. К имеющемуся в игре арсеналу также есть претензии — так, корейские солдаты весьма равнодушно относятся к очереди в спину метров с десяти, однако футбольными мячами разлетаются от куда более удаленного дробовика.
В случаях, когда число и напор противника превосходят разумные пределы, оказывается предпочтительным не ввязываться в затяжную войну, а искать вооруженное транспортное средство, благо ими щедро усыпан как тропический остров, так и инопланетные пенаты. Однако, про мотострелковую технику, кроме ее близости к Battlefied, Operation Flashpoint и, слегка, Unreal Tournament, сказать нельзя — всё та же унылая классика.
На этой невеселой ноте и следовало бы закончить наше знакомство с высокотехнологичной новинкой. Игра плоская, скучная и неинтересная — это привычно и знакомо, но получить подгнившую сердцевину, скрытую великолепной обложкой, печальнее вдвойне. Остается только надеяться, что движок CryEngine когда-нибудь попадет в надежные и талантливые руки.
Post scriptum
Для того, чтобы избежать слайд-шоу на настройках Very high и высоком разрешении, вам потребуется самый мощный персональный компьютер на текущий момент.
Системные требования:
Минимальные: Pentium IV/Athlon 2,8 ГГц, 1 Гб памяти, 3D-ускоритель с 256 Мб памяти, 12 Гб на винчестере
Рекомендуемые: Intel Core 2 Duo/Athlon X2 3 ГГц, 3 Гб памяти, 3D-ускоритель со 768 Мб памяти, 12 Гб на винчестере, DirectX 10
Тестовые: Athlon X2 5000+, 2 Гб памяти, GeForce 8600GT 256 Мб
Александр Перлексов