В принципе, мы уже в курсе, что надо делать, когда читаешь Вишневского. Как завещала нам Анна Андерсен – пить красное вино, слушать Баха и плакать. У меня, правда, выполнить сей завет получилось лишь отчасти – вино было белое, а вместо Баха звучало что-то более современное, но не менее проникновенное. Кажется, это была группа Portishead. С буквальным выполнением последнего пункта тоже вышла небольшая заминка – но её мы спишем на разницу полов обозревателей и вытекающей из неё различной степенью сентиментальности. Выразимся так – поплакать в «Любовнице» есть над чем.
«Любовница» – она, как нетрудно догадаться, про любовь. Вся. Шесть новелл о любви – странной, будоражащей, обморочной, обреченной, жестокой, нелепой, ненужной, нежданной, прерванной. О любви и войне, о любви и потерях, о любви и верности, о любви и болезни. Преимущественно в слегка печальном, довольно-таки печальном или очень печальном ключе (я же говорил, поплакать). О платонической любви прикованной к постели девочки к пожилому мужчине-сиделке, который никогда не отходит от неё. О страстной любви женщины к прекрасному человеку, трагически погибшему на войне. О решительной, готовой на всё любви фрау Геббельс к своему мужу Йозефу и их детям в начале мая 1945 года. О безрассудной любви потерявшего ногу рыбака к студентке-профурсетке. И. Так. Далее.
До сих пор не знаю, то ли вино, то ли Бог, так красиво выкатывающий в это утро солнце над горизонтом, заставил меня ощутить внезапную близость с ним. Чувствовала ли ты когда-либо подобное по отношению к мужчине? Когда вдруг покажется, что существует какая-то мистическая и возвышенная евангелическая связь между вами? Такая тантра на восходе. Я всё это поочередно испытала на той облезлой деревянной терраске в Хеле. И наверное, поэтому набралась храбрости и произнесла:
- Я так хотела бы быть твоей единственной женщиной. Единственной! Понимаешь? И знать, что ты будешь принадлежать мне завтра, и в будущий понедельник, и также в Сочельник. Понимаешь? – Я плакала. – Я хотела бы быть твоей единственной женщиной. Только твоей.
Он опустил голову. Сжался, словно сказанное мной было подобно удару, и теперь он ожидал следующего. Он вытащил палец из горла бутылки и замер в этой позе. И молчал. Потом встал и пошёл к морю. Я сидела, не в силах пошевельнуться. Возвратившись, он коснулся моей головы и тихо произнес:
- Прости меня.
Потом пошёл на кухню и стал готовить завтрак. В тот день мы не занимались любовью. Следующей ночью тоже. А потом возвращались в Варшаву.
Отдельно отмечу, что большинство рассказов написано с точки зрения женщины – и то, как Вишневский умудряется влезть в женскую шкуру и точно передать её ощущения (по крайней мере, по впечатлениям другого мужчины, не обладающего способностями столь глубоко проникать в тайны женских душ) довольно поразительно. Вишневский вовсе не гений – пишет он предельно просто и лаконично, предпочитая кристальную ясность мысли и слога витийству метафор. Но, в отличие от какого-нибудь Коэльо, пишущего примерно так же, ему чужды назидательность и поучительность – ему интересны в первую очередь людские истории, и если он иногда немного переходит грань хорошего вкуса, придумывая им обрамления (скажем, без оторванной ноги рыбака мы вполне бы могли обойтись), то исключительно из лучших побуждений. Чтобы всем чувствительным читателям на свете было, над чем порыдать с белым вином и альбомом группы Portishead.
Сайт – www.biruza.ru |
Книги для обзора предоставлены книготорговой сетью «Книголюб» Адреса центральных магазинов:
|