Главная
>
Статьи
>
«Чайка» не пролетела в Барнауле

«Чайка» не пролетела в Барнауле

02.10.2008
3

Отличное начало сезона — еще один театр края удостоен солидной фестивальной награды. Спектакль Красноярского театра им. Пушкина «Чайка» А. Чехова в постановке Олега Рыбкина вновь отмечен за лучшую режиссуру.

В этот раз — на фестивале «Сибирский транзит», что проходил с 24 по 30 сентября в Барнауле. Почему вновь — потому, что режиссура Рыбкина получила также признание на весеннем фестивале «Театральная столица» в Красноярске. А в декабре окончательно решится, поедет ли (так и хочется сказать — полетит!) «Чайка» на национальный театральный фестиваль «Золотая маска» в Москву. Но почему-то не остается никаких сомнений — да, полетит!

Помню, как еще на премьере, глядя на героев «Чайки», на меня накатило пронзительное ощущение: Боже, как же они все одиноки! Мечутся по сцене, суетятся, страдают, пытаясь найти, поймать свою толику счастья. А все усилия — словно в пустоту… Нелепые, отчасти карикатурные — и смешно, и жалко их, и плакать хочется. И только в финале становится не до шуток: стреляется Треплев (Владимир Пузанов), кончает с собой безнадежно влюбленная в него Маша (Екатерина Соколова). Последняя, кстати, особенно достоверна в искренности своей трагедии. У Чехова Маша просто падает без чувств, услышав о гибели Треплева. В интерпретации Рыбкина все серьезнее: режиссер усилил акцент — и не ошибся, такой финал словно сам просится в спектакль. В его спектакль, во всяком случае.

Еще одно неоспоримое достоинство этой постановки — в нем подобралась на редкость удачная актерская команда. Здесь все на своих местах, образ каждого героя соответствует исполнителю. Никакой натуги и ломок — все играют свое. Мне очень понравился дебют Ольги Белобровой в «Талантах и поклонниках» А. Островского (первой постановке Рыбкина в театре им. Пушкина, не считая его дипломной работы «Свадьба Кречинского», которую он много лет назад выпустил на сцене нашего театра). Потом было огорчение от ее роли в комедии «Примадонны». Но увидев ее в «Чайке», в очередной раз убедилась, насколько много значит, у какого режиссера играет актер. У Рыбкина Белоброва преображается. И она абсолютно заслуженно получила за роль Нины Заречной по итогам прошлого творческого сезона награду за лучшую женскую роль.

Сейчас актриса по семейным обстоятельствам на некоторое время выпала из творческой жизни. На «Сибирском транзите» роль Заречной играла молодая актриса Екатерина Аникина (после возвращения Белобровой они будут играть эту роль по очереди). И — не менее успешный дебют: Аникина получила в Барнауле спецпремию Союза театральных деятелей России в номинации «Лучшая роль молодой актрисы» — творческую командировку на фестиваль «Золотая маска» в 2009 году.

Очень символично, что когда-то в «Чайке» в постановке Алексея Песегова (правда, в роли Аркадиной) просто фантастически играла ее мама, заслуженная артистка России Галина Саламатова. Тот спектакль был номинирован на «Золотую маску», и хотя минусинцы не получили награды, он произвел просто ошеломляющее впечатление на столичных критиков. До сих пор не могу забыть тот спектакль. И, признаться, помня Аркадину-Саламатову, с некоторым предубеждением ожидала выхода в этой роли заслуженной артистки России Людмилы Михненковой — другую Аркадину я себе просто представить не могла. Но вот оно, чудо талантливой режиссуры — в интерпретацию Рыбкина оказалась блестяще вписана именно такая Аркадина.

А что касается Екатерины Аникиной, то после окончания Красноярской академии музыки и театра она получила приглашение в новосибирский «Глобус». Которым руководит еще один красноярец — Алексей Крикливый. Жаль, конечно, потери такой актрисы для нашего театра. Но в то же время можно за нее порадоваться — в отличной труппе «Глобуса», под руководством высокопрофессионального режиссера (сходите на его «Похороните меня за плинтусом» и «Бунтовщики в Интернете»!), ей будет чему поучиться.

Да, сама я «Чайку» с Аникиной еще не видела. И с нетерпением жду начала творческого сезона в театре, чтобы посмотреть ее в этой роли. Недолго осталось — сезон в краевой драме стартует 4 октября.

Елена Коновалова, Фото Андрея Минаева

Рекомендуем почитать