Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Убить «японку»

Убить «японку»

24.11.2008
6

Очередная попытка спасти отечественный автопром превратит россиян в пешеходов?

Правительство РФ в очередной раз пытается приучить россиян «любить» отечественные авто. Кабинет уже разработал меры по спасению родного производителя, предложив повысить таможенные пошлины на ввоз подержанных «японок-европеек». Если инициатива пройдет, наиболее выгодными для покупки среди иномарок останутся лишь 2—3-годовалые экземпляры, что значительно снизит ассортимент ввозимых в страну машин. Некоторые эксперты полагают, что инициативы могут привести к значительному сокращению продаж на внутреннем рынке.

Молотком по молотку

Напомним, еще в начале этого года депутаты Госдумы выступали с прямо противоположной инициативой — помочь ввозу подержанных (более трех лет) иномарок, отказавшись от двойного сбора НДС при их продаже. Сейчас НДС взимается дважды — при продаже нового авто и при его дальнейшей перепродаже дилером. Парламентарии считают, что это уводит торговлю в теневую сферу комиссионных продаж и оформления доверенностей — в таких случаях налог не платится вовсе. Отказ от двойного налогообложения позволил бы увеличить доходы в казну и сделать схему покупки более прозрачной для всех, в том числе и для покупателя.

Однако на днях стало известно о другой инициативе правительства — практически заградительных мерах для некоторых видов подержанных иномарок. Отметим, сейчас запретительные пошлины действуют в отношении автомобилей старше семи лет. Однако новые предложения Кабинета министров предполагают снизить этот порог до пяти лет. Кроме того, могут вырасти цены и на новые иномарки. В качестве варианта предлагается повысить пошлину на новые экземпляры с 25% до 35%.

На днях стало известно, что комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала повысить ставки таможенных сборов на иномарки. Ожидается, что размер ставки будет по-прежнему зависеть от объема двигателя. Так, для легковушек планируется установить пошлину в размере от 2,5 до 5,7 евро за кубический сантиметр, на грузовики — от 2 до 4,4 евро, на автобусы — 3 евро.

Кроме того, правительственная комиссия решила рекомендовать установить таможенную ставку на импорт легковушек (1—3 года) в размере 30%. При этом так называемая евросоставляющая действует и здесь. Такие же ставки планируется ввести для авто возрастом от 3 до 5 лет.Алексей Шешуков
Гендиректор компании «Автоиндустрия» Алексей Шешуков считает, что покупка авто с введением пошлин станет дороже для каждого потребителя, независимо от года выпуска.
- Логика нашего правительства не очень понятна. Когда у населения и так денег не хватает, они подкидывают такой сюрприз, — удивляется Шешуков.

Некоторые дилеры, кстати, уже заявили о повышении стоимости некоторых авто — подорожание достигает 10%. Шешуков говорит, что ситуация усугубляется повышением курса доллара и укреплением японской йены по отношению к другим валютам. Как это повлияет на спрос, пока определить сложно. До окончательного решения Кабинета игроки рынка предпочитают лишь строить прогнозы. Шешуков считает, что в среднем стоимость новых авто повысится на 5—10%. При этом в стоимости «непроходной» машины доля пошлины будет составлять 70—80%.
В то же время Шешуков указывает на то, что в Японии авто старше пяти лет стоят существенно дешевле своих «проходных» собратьев.
- Возможно, это приведет к еще большему удешевлению таких машин на внутреннем японском рынке, — подчеркивает Шешуков.

Тем не менее это вряд ли снизит стоимость автомобилей, перевозимых в Россию. Скорее всего, продавцы попросту откажутся от их ввоза, так же, как это сейчас происходит с машинами старше семи лет.

Директор компании «Корона» Дмитрий Антипин более категоричен. По его мнению, в случае принятия решения об увеличении пошлин машины подорожают в среднем на 15—20%. Выгоднее всего будет завозить 2—3-годовалые авто. Кроме того, Антипин говорит, что повышение пошлин негативно отразится на участниках рынка.
- Снижение объемов, безусловно, будет. Мы ожидаем, что после этого рынок покинут 40—50% игроков, — говорит Антипин. По его словам, большие перспективы остаться в живых у тех компаний, которые занимаются поставками спецтехники.
Кроме того, уже сейчас так называемые «перегонные» уходят с рынка как раз из-за высоких цен на автомобили.

За ВАЗ

Очевидно, что меры, предпринимаемые правительством, направлены на сохранение отечественного автопрома. У властей существует довольно масштабный план по защите наших производителей от внешних «агрессоров».
 В правительстве надеются, что решение трех основных проблем — технологической отсталости, недостатка финансовых ресурсов и дефицита квалифицированных кадров — позволит России вырваться вперед уже через несколько лет.

Согласно плану развития России до 2020 года, рост производства продукции машиностроения составит, при инновационном варианте, более 300% по отношению к 2007 году. Для этого будет предприниматься ряд мер прямой государственной поддержки через механизмы содействия экспорту и расширение государственного заказа. Видимо, введение пошлин как раз и есть некий вид помощи.
Правда, участники рынка не рассчитывают, что такие меры приведут к увеличению доли продаж отечественных авто. Так, Алексей Шешуков считает, что в кризисной ситуации становится проблематичным продавать любые авто. Кроме того, по его словам, рассчитывать, что лидирующие позиции займут вазовские и газовские модели, не приходится: сегмент может наполниться и за счет моделей, которые производятся иностранными концернами в России.
Директор компании «Корона» Дмитрий Антипин уверен, что потребительский спрос скорее всего перекинется на корейские и китайские авто.

- Мы ожидаем стагнации на рынке продаж автомобилей. Мировые производители уже сокращают объемы. К тому же доля автомобилей б/у с каждым годом только снижается, — считает Шешуков.

Разобрались

АвтомобилиС 14 ноября начало действовать постановление правительства РФ «О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении кузовов отдельных видов транспортных средств». Теперь любой «конструктор» (разобранный автомобиль, который регистрируется в России по документам старой машины) будет стоить не менее пяти тысяч евро за кузов, или 15% от таможенной пошлины. Действие постановления продлится девять месяцев. После этого правительство может и продлить его, в зависимости от эффективности.

Провоз «конструктора» широко использовался россиянами до определенного момента. Правда, в последнее время использование схемы привоза автомобиля под другие документы постепенно сходит на нет. Вот только инициаторы постановления не подумали о тех, кому «конструктор» нужен не для зарабатывания денег. Речь идет о водителях, которые побили свои авто, и им действительно нужен новый кузов. В таком случае «железо» будет стоить ничуть не дешевле, чем новая машина.

Шешуков считает, что заградительные пошлины на «конструктора» были введены, скорее всего, не для того, чтобы остановить их массовый ввоз из Японии и Америки.
- В России существуют кустарные производства по промышленной сборке китайских авто. Это позволяет очень сильно экономить при ввозе машины в страну. Думаю, скорее всего, этот шаг правительства был направлен против таких предприятий, — отмечает Шешуков.

Вместе с тем, по его словам, российские умельцы уже нашли выход и из этой ситуации. Все более популярной становится схема ввоза не «конструктора» или кузова как такового, а каркаса.

На днях стало известно еще об одном нововведении: компания BMW заявила о запрете ввоза б/у автомобилей своей марки в Россию. Прецедентом стало недавнее происшествие на таможне, когда на посту задержали дорогостоящий Cayenne, который якобы был ввезен не официальным дилером и без оформления соответствующих бумаг. Пока в представительстве BMW в Красноярске ничего не знают об инициативе головной компании и продолжают торговлю секонд-хендом.

Дмитрий Антипин говорит, что если инициатива компании продолжится, то юридическое лицо не сможет ввозить подержанные авто этой марки. Он уже рассказывает о случаях на таможне, когда задерживались контейнеры с запчастями. В кулуарах автобизнесменов ходят слухи о возможных подобных запретах со стороны других компаний. Правда, пока официальных комментариев от них нет.

 

Марк Захаров, «Вечерний Красноярск», фото Марии Куваевой

Рекомендуем почитать