Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Старьё Vs новьё - Сыщик

Старьё Vs новьё - Сыщик

14.01.2009
5

С перерывом примерно в день посмотрел две различные киноверсии одной и той же пьесы драматурга Энтони Шаффера - одну 1972 года в постановке Джозефа Манкевича, а другую 2007-го в постановке Кеннета Брана.

Сюжет, за некоторыми исключениями, в обоих фильмах идентичен - к пожилому успешному писателю детективов Эндрю Уайку приезжает молодой и пока менее успешный, но, кажется, не менее амбициозный выскочка Майло Тиндл с сообщением, что он намерен жениться на жене Уайка. Дальше разворачивается напряженная и виртуозная игра на двоих, в которой фигурируют виски, джин, ограбление, пистолет, убитые, пропавшие, полиция, и много, много текста. Такая типично английская история (изначально, кстати, написанная Шаффером с прицелом спародировать камерные детективы Агаты Кристи) о напряженной дуэли двух джентльменов, пытающихся одержать друг над другом верх с помощью своего изощренного интеллекта.

Первая версия, Манкевича, в которой рогами сцепляются Лоуренс Оливье и молодой и невозможно прекрасный Майкл Кейн - просто прелесть что такое. Два с небольшим часа почти беспрерывного диалога пролетают на чистой реактивной харизме исполнителей и мастерстве Манкевича, который регулярно изобретает новые способы виртуозно обмануть камерой закрытое пространство особняка, в котором всё и происходит. Он с самого начала задаёт этот игриво-виртуозный тон, когда Кейну, приехавшему к Оливье в поместье, приходится для встречи с ним начала немного поплутать по хитро устроенному лабиринту с ловушками. Дальше лента так и разворачивается - стремительно и в то же время глубоко, с прекраснейшим черным юмором и очень точными социальными наблюдениями (скажем, конфликт Уайка и Тиндла усугубляется тем, что первый чистокровный англичанин, а второй - сын итальянского иммигранта). Несколько раз по ходу дела авторы капитально переворачивают всё происходящее с ног на голову - но все сюрпризы, а также всё, что их обрамляет, выписаны и исполнены так блестяще, что некоторая потенциальная невероятность происходящего только усиливает удовольствие от фильма.

В римейк - который вроде задумал и спродюсировал Джуд Лоу, взявший себе роль Кейна, а на роль Оливье пригласивший - сюпрприз! - самого Кейна - переписывать сценарий позвали Гарольда Пинтера, драматурга чрезвычайно высокого класса. Пинтер проделал с пьесой странное - отрезал к чертям весь третий акт (новый фильм вышел короче старого ровно на 50 минут), заметно упростил язык героев (вместо витиеватых остроумных диалогов тут общение строго по делу и без изысков) и свёл конфликт к чему-то более простому и основательному. Если в первом фильме мы видели дуэль двух равных противников, для которых изящество процесса было, пожалуй, не менее важно, чем результат процесса, то здесь встречаются с одной стороны такой вот благородный дуэлянт, постаревший и несколько подрастерявший веру в необходимость и, главное, оправданность всех этих игр джентльменов, и молодой рвач, готовый ради достижения цели и бить под дых, и грызть зубами, и идти, если что, на любые унижения.

С одной стороны, такой поворот заметно опошляет их поединок - выходит, я не знаю, что-то вроде схватки бойцового петуха с крысой. С другой, автор масштаба Пинтера вряд ли пошёл на подобный маневр без повода. Не исключено, что он тем самым пытался проиллюстрировать что-то вроде катастрофического падения нравов в современном обществе, когда у умного джентльмена уже просто не осталось равных партнёров, достойных эффектного спарринга, а вместо них лезет какая-то страшно настырная и готовая на всё гнусь. Лоу, правда, настолько идеально вписывается в предложенную роль белокурой твари с большими глазками, что смотреть на него порой неприятно - особенно держа в уме пикировки Кейна и Оливье из оригинала. Кеннет Брана пытается активно скрасить ситуацию, снимая весь фильм предельно пижонским образом (в плане ракурсов съемки и освещения), и формально новый «Сыщик» смотрится весьма интересно. Но перескочить через замещение изящной игры чем-то совсем иным, куда менее приятным, довольно сложно. Может, это становится не по себе от мысли, что сейчас кругом только такие джуды лоу и есть? Не исключено, конечно.

С.М.

 

Рекомендуем почитать