Главная
>
Статьи
>
«Золотая маска». Оперетта и мюзикл

«Золотая маска». Оперетта и мюзикл

23.04.2009
0

На «Золотой маске» мне удалось посмотреть два музыкальных спектакля — «Продавец птиц» и «Екатерина Великая». Первый — знаменитая классическая оперетта Карла Целлера, представил ее театр музкомедии из Санкт-Петербурга. Второй, театра музкомедии из Екатеринбурга — эпический мюзикл на музыку нашего современника Сергея Дрезнина.

На оба спектакля я шла с определенными ожиданиями. В питерской постановке номинантом на лучшую мужскую роль в музыкальном театре был выдвинут Иван Корытов, экс-солист Красноярской музкомедии. «Екатерину Великую» поставила Нина Чусова. С удовольствием посмотрела ее «Женитьбу» в новосибирском «Глобусе», и было очень любопытно, как она справится с мюзиклом. Сразу скажу — спектакль екатеринбуржцев произвел на меня гораздо более сильное впечатление.

В «Продавце птиц» больше всего порадовала сама музыка венского классика и оригинальное художественное оформление Вячеслава Окунева. Кстати, оно было номинировано на «Маску». Не видела сценографию Эрнста Гейдебрехта для пермского «Орфея», ставшего в итоге лауреатом фестиваля в этой номинации. Но сценография Окунева весьма впечатляющая. Представьте себе на сцене огромную позолоченную клетку — в ней-то и развернулось действие. Собственно, и все персонажи здесь так или иначе связаны с охотой. Костюмы крестьян — пестрые, как у райских птичек. Придворные дамы выходят в нарядах животных и птиц — леопарда, павлина, гигантской улитки… Интрига в «Продавце птиц» незатейливая: молодой птицелов Адам, поверив наветам, приревновал свою невесту Христину к сопернику-аристократу. А как на грех, в это же время его соблазняет герцогиня, переодетая в селянку — ей так хочется заполучить симпатичного тирольца в свой придворный «зверинец»! В финале, как принято в оперетте, все благополучно разрешается.

Но актерское исполнение оставляло желать лучшего. И в вокальном отношении — о чем говорить, если главный герой Адам (Дмитрий Даниленко) откровенно не вытягивал свою партию! А это, на минуточку, питерский театр, где гораздо больше возможностей заполучить хороших солистов. Правда, женские партии в этом спектакле были гораздо сильнее.
И еще очень разочаровала актерская игра. Не первый раз замечаю, что из театров музыкальной комедии ушло комедийное начало. Такое ощущение, что просто разучились играть комедию! Все шутки — либо откровенно пошлые, ниже пояса, либо примитивно плоские. Пошлого у питерцев, к счастью, не наблюдалось. Но и по-настоящему комический персонаж был только один — фрейлина Аделаида (Марина Уланова). Кстати, о чем еще пожалела — на фестиваль не приехали Валентина Кособуцкая и Виктор Кривонос (хотя они и заняты в «Продавце птиц»). Очень люблю этих актеров после фильма «Труффальдино из Бергамо», где они сыграли Беатриче и Сильвио.

«Екатерина Великая» поразила размахом замысла, начиная с охвата событий эпохи. Императрица Екатерина вспоминает свою юность, когда она 15-летней принцессой приехала в незнакомую ей страну. И как шла к величию — своему как личности, так и державы, которой ей выпало управлять. Вначале — отвергнутая мужем и своей предшественницей Елизаветой. Затем — восторженно принятая гвардией, но в то же время непонятая соотечественниками со своими смелыми реформами. И кажется — чем больше гуманности к этому странному народу, тем сильнее неприятие, тем чаще бунты, тем наглее коррупция… В финале — нескрываемая горечь разочарования: что власть, к которой так стремилась? Иллюзия…

Нина Чусова поставила грандиозный исторический мюзикл. В спектакле — около сотни персонажей. Интересная музыка — в ней невероятным образом, но весьма органично переплелись всевозможные музыкальные стили, начиная от бельканто и заканчивая джазом, роком и рэпом. Единственное, что финал, на мой взгляд, получился несколько скомканным. Но это не умаляет достоинств спектакля в целом. Честное слово, хотелось бы увидеть его еще и еще.

Кстати, здесь можно посмотреть

«Екатерины Великой».

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать