Главная
>
Статьи
>
На старый лад история не нова

На старый лад история не нова

24.06.2009
29

Свой юбилейный 50-й творческий сезон Красноярский музыкальный театр закрыл премьерой «Слуга двух господ, или Проделки Труффальдино» на музыку Александра Колкера. Как и все последние постановки Юрия Цехановского, эта работа заведомо обречена на кассовый успех. Несмотря на откровенное отсутствие художественных достоинств.

Благодатная жила

«Слуга двух господ, или Проделки Труффальдино»Впрочем, за последними, судя по спектаклям этого режиссера, он особо и не гонится — пусть не ладно скроено, да крепко сшито. Зато в чем действительно Цехановскому не откажешь — он безошибочно чует, чем можно привлечь массового зрителя. И без тени смущения берется за материал, который у всех на слуху — «Юнону и Авось» А. Рыбникова, «Сватовство гусара» Г. Гладкова (спектакль почему-то идет под вычурным названием «Руководство для желающих жениться»). «Труффальдино» — очередное обращение к известному хиту, похоже, режиссер решил основательно поэксплуатировать благодатную жилу музыкальной отечественной киноклассики. Не удивлюсь, если следующей его постановкой будет «Собака на сене», «Благочестивая Марта» или «Дуэнья»…

Притягательность классики, однако, вполне объяснима. Иначе в драме не ставили бы до бесконечности Чехова и Островского, а в опере — Верди и Чайковского. Вопрос к ее сценическому воплощению — постановки Цехановского напрочь лишены претензии на сколь бы то ни было оригинальное прочтение. А беспомощность его режиссуры во многом прикрывается популярностью музыки и драматургии.

Что можно наблюдать и на примере последней постановки. Музыка и либретто спектакля на сюжет комедии Гольдони широко известны по старому фильму «Труффальдино из Бергамо» с Константином Райкиным в главной роли. И хотя накануне премьеры режиссер уверял, что в глаза не видел этот фильм, уши кино-«Труффальдино» торчат в его спектакле отовсюду. Начиная с художественного оформления и до решения образов некоторых персонажей — аналогии неизбежны. Но отнюдь не в пользу постановки. Скажем, экспрессивность ревнивого жениха Сильвио в исполнении Алексея Казанцева в спектакле просто зашкаливает — актер безбожно переигрывает. А о том, что некоторые арии он, к сожалению, еще и вокально не вытягивает, лучше вообще промолчать… В очередной раз убеждаюсь, сколь сильно зависим Казанцев от режиссера, с которым работает. Сильвио — разительный контраст с его тонкими и глубокими персонажами в спектаклях Александра Зыкова.

Гнилые помидоры и голубые мотивы

«Слуга двух господ, или Проделки Труффальдино»При просмотре «Труффальдино» возникает ощущение, что артисты здесь в постоянной конфронтации с режиссером — он им не только не помогает, но и временами создает абсолютно бессмысленные препятствия. Как, например, сцена, где Труффальдино (Валерий Бурдик) прислуживает своим господам за обедом. Вот зачем заставлять его до бесконечности бегать туда-сюда по лестницам? Затянутость и монотонное однообразие этого зрелища утомляют не только публику — жаль артиста. А ведь ему после таких скачек еще и петь приходится! Эта сцена красноречиво демонстрирует отсутствие у Цехановского элементарного понимания основ режиссерской профессии. Настоящий режиссер всегда работает от актера, от его индивидуальных особенностей и возможностей. А не от собственных завиральных идей.

Вроде сцены, где доктор Ломбарди (Александр Литвинов), отец Сильвио, пытается охладить разгоряченного сына и, требуя от него подчинения, вытаскивает ремень из панталон. После чего, как нетрудно догадаться, они спадают с почтенного доктора. Причем за время этой короткой сцены доктор зачем-то аж трижды роняет панталоны (ни за что не поверю, что артист это делает по доброй воле). Избитый и пошлый клоунский штамп, который в театре вообще следует запретить под страхом публичного расстрела. Гнилыми помидорами.

Еще один сомнительный приемчик — в эпизоде, где служанка Смеральдина (Марина Малькович) дожидается любовного признания Труффальдино. Пока она томится в ожидании, на сцене по очереди появляются два кавалера, которых она принимает за своего воздыхателя. Но кавалеры удаляются, обнявшись… «Вот этого совсем не понимаю!» — восклицает Смеральдина. Не она одна — зрителям тоже трудно понять, к чему здесь эти «голубые» мотивы, явный верх режиссерского остроумия.

«Слуга двух господ, или Проделки Труффальдино»Но, вопреки подобным «находкам», артисты мужественно делают свое дело. Эмоциональность венецианского карнавала во многом задает балет (хореография Юрия Писаревского). А от лирического дуэта Марины Штаркер и Олега Паршина вообще глаз не оторвать — настолько поэтичен их любовный танец. Как всегда, мощный драматический вокал продемонстрировал Владимир Родин (Флориндо). Естественен Николай Каржавин (Панталоне) — сказывается старая опереточная школа. Симпатичен Труффальдино — простаки и плуты у Валерия Бурдика вообще получаются весьма обаятельными. И особенно хороша Наталья Тимофеева — она просто купается в образе Беатриче. Именно благодаря самоотверженности артистов постановка и не вызывает большого отторжения. Несмотря на «изыски» режиссуры.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать