Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Перекресток времен

Перекресток времен

15.12.2009
1

Бывал ли председатель петроградской ЧК Моисей Соломонович Урицкий на красноярской улице, которой суждено было получить его имя? Наверняка.

Песчаная-Урицкого

Подтверждение этому факту даже не нужно искать в пыльных архивах — надпись о выступлении профессионального участника Петербургской и Красноярской революций 1905-07 гг. на одном из красноярских митингов до сих пор встречает горожан у входа в пушкинский театр. А от тогдашней Воскресенской (ныне Мира) в зажатой между Енисеем и Качей губернской столице — рукой подать до улицы Песчаной, где, кстати, почти два века гласно или негласно существовала еврейская слободка. Хотя переименователей это вряд ли интересовало. Распалась связь имен. Название же Песчаная, как можно судить по воспоминаниям первого енисейского губернатора Александра Петровича Степанова, было связано с тем, что отсюда по городу развозился светлый песок, которым посыпались красноярские улицы.

Песчаная-Урицкого — улица из «коренных», заложенная в 1773 году. Сегодня на нее «нанизаны» и красноярская мэрия, и оперный театр, и Дом техники — впрочем, совершенно бесследно для их официальных адресов. Именно здесь появилась первая в советской истории Красноярска зона элитного жилья — если это выражение применимо к невыразительным с виду «крайкомовско-исполкомовским» многоэтажкам. В новейшее время сочетание респектабельности и уединенности привлекло сюда единственную действующую в Красноярске дипмиссию — в особняке на Урицкого, 124б разместилось консульство Словацкой Республики.

Однако, несмотря на глубину культурного слоя, улица сохранила до странности мало архитектурных и исторических достопримечательностей. Прогулки по ней чрезвычайно приятны, но исторический экскурс можно ограничить одним перекрестком Урицкого — Кирова, откуда открываются прелестные городские пейзажи и панорамные виды на всю глубину городской истории.

Для начала стоит остановиться у офисного здания эпохи сталинского ампира на Урицкого, 117. Некогда его занимал НИИ лесной промышленности — теперь отраслевой науке такие апартаменты не по карману. В годы войны здание было отдано под эвакогоспиталь № 3343 и поэтому получило статус «исторического места» — есть и такая строчка в архитектурно-исторической «табели о рангах». В ста шагах от него одно из самых примечательных деревянных зданий старого Красноярска — дом А.А. Горбуновой из почерневших от времени лиственных бревен с празднично-светлым декором. Здание построено в 1910 году по проекту губернского архитектора В.А. Соколовского и давно служит офисом. Офисная карьера архитектурным памятникам определенно идет на пользу. Даже пристроенная несколько лет назад стеклянная веранда фасад 1910 года ничуть не испортила, конструктивистски срастив век нынешний и век минувший.

А прямо напротив — главная цель нашего пути, здание учительской семинарии, ныне Красноярского педагогического колледжа № 1 им. Горького. Редчайший для Красноярска пример архитектурного памятника, назначение которого не менялось на протяжении всей его истории.

135 лет тому назад

Здание на Урицкого, 106 было построено по проекту А. Фольбаума в 1902 году специально для учительской семинарии — первого в Центральной Сибири учебного заведения, где готовили педагогов. К тому времени семинария в городе действовала почти четверть века, размещаясь на арендованных площадях в доме военного коменданта Красноярска полковника Волкова на ул. Садовой (ныне Бограда). Тут же находилась и начальная школа, служившая первой базой практики для семинаристов. Практическая направленность, научный подход, высокие представления об учительском служении, демократические традиции и одновременно строжайшая дисциплина — вот, пожалуй, краеугольные камни, которые были положены в основание красноярской семинарии ее первым директором Иваном Тимофеевичем Савенковым, человеком могучего таланта и темперамента, с первых лет выведшего семинарию на авансцену мировой науки и педагогической практики.

Она открыла свои двери 136 лет назад — 4 ноября 1873 года. Поступать сюда можно было до 22 лет, имея за плечами двухклассное училище. Обучавшимся назначалась стипендия в 80 рублей в год — по тем временам солидная сумма. Для сравнения: квалифицированный рабочий на кирпичном заводе зарабатывал от 70 копеек в день, а на винно-водочном — вполовину меньше. Неудивительно, что выпускники обязывались отработать в школе не менее четырех лет. В противном случае они должны были вернуть всю сумму, потраченную на их обучение. Приезжие семинаристы жили в общежитии на казенном обеспечении. Были и «своекоштные» студенты, но никаких привилегий ни при поступлении, ни позже они не имели. Требования были одинаково строги ко всем. Достаточно сказать, что в первый набор попали 32 человека, а свидетельства об окончании семинарии получили менее десятка.

Семинария готовила учителей в основном для сельских одноклассных училищ, а учитель в деревне порой был единственным образованным человеком, главной культурной силой. И семинария ставила целью не только обучить его необходимым дисциплинам, но и сформировать культурный кругозор, привить вкус к науке, дать надежную методическую опору, наконец, сделать своего рода миссионером просвещения и нравственного развития. Самое поразительное, что за три года это удавалось. Семинария слыла одним из самых прогрессивных учебных заведений в России. Из ее стен вышли редактор и издатель газеты «Енисей» Е. Кудрявцев, основатель первой в Красноярске частной театральной библиотеки и первых народных театров В. Сипкин, один из организаторов народного образования в Хакасии Е. Итыгин, создатель ачинского краеведческого музея Д. Каргаполов...

«Делать ребенка счастливым и помнить, что то, чем выйдет ученик, гораздо важнее, чем то, чему он теперь учится», «ознакомиться с нравственными и физическими свойствами учащихся и учить каждого, по возможности, согласно этим свойствам», «обучение, не основанное на самостоятельности учащихся, отупляет их» — эти выдержки из труда И.Т. Савенкова «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий и народным учителям. О главнейших обязанностях сельского учителя» звучат революционно и сегодня. В 1888 году преподавателями семинарии создается первый в русской педагогической традиции систематический сборник по методике и педагогике «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище». Материал для него черпался из практического опыта преподавателей и учеников семинарии и представлял собой, говоря современным языком, систему педагогических кейсов.

В учебном плане семинарии значились русский и славянский языки, арифметика и геометрия, всеобщая история и география. Особое место занимал Закон Божий. Однако гимнастика и пение тоже не были дисциплинами третьестепенной важности — семинария стремилась растить людей, о которых в советское время будет принято говорить «всесторонне развитая личность». Живое представление о том, что это такое, давал прежде всего сам Савенков.

Обнаружены 10 тысяч лет

Уроженец Мариуполя, в гимназию он поступил уже в Иркутске. После блестящего окончания физмата Петербургского университета 25-летний молодой человек, которому предлагают место в столице, едет работать учителем в Красноярск. Преподает математику, физику и естествознание. А спустя всего два года становится директором только что открытой учительской семинарии, которой ему предстоит руководить ровно двадцать лет.

Незаурядного дара артист, И.Т. Савенков учредил в Красноярске общество драматического искусства, долгие годы был режиссером и актером городского Народного театра. По воспоминаниям его петербургских друзей — Ильи Репина, Виктора Васнецова и Марка Антокольского, — игре Савенкова в «Ревизоре» мог позавидовать сам Щепкин.

Страстно любил шахматы. Основал шахматный кружок. Описал эволюцию шахмат у сойотов и других народностей Северной Азии, даже раздобыл неполный комплект фигур. Разработал особый телеграфный код для записи шахматных ходов и инициировал проведение исторического шахматного матча Красноярск — Петербург. Матч длился полтора года и закончился сенсационной победой столицы Енисейской губернии. Савенков состоял в переписке с Чигориным, регулярно писал для «Шахматного обозрения», а его партии публиковал в International Chess Magazin первый чемпион мира Вильгельм Стейниц.

Кроме того, Савенкова знали как отличного гимнаста, пловца и первого стрелка в городе. Он любил ходить пешком и впервые ввел в практику российского образования уроки-экскурсии. Водил учеников на Столбы, в окрестности Базаихи, на Афонтову гору. Находки и наблюдения, вначале случайные, стали основой для серьезных исследований. Иван Тимофеевич создает топографический очерк окрестностей Красноярска, впервые описывает их геологическое строение. А в 1883 году начинает археологические раскопки на Афонтовой горе (в районе сегодняшней ул. Копылова, у железнодорожного моста), которые привели к сенсационным выводам: на территории Красноярска обнаружена стоянка самой древней — верхнепалеолитической — эпохи. Это означало, что на территории Сибири человек по­явился примерно в то же время, что и в Западной Европе, — 10-20 тысяч лет назад. Более полутора тысяч предметов, десятки найденных по берегам Енисея, Маны, Колбы наскальных изображений и скульптур не оставляют в этом сомнений. За труд «Изобразительное искусство на Енисее» Савенков получает диплом члена-корреспондента Академии наук, о его открытиях говорят во всем мире. (В скобках стоит заметить, что о стоянке на Афонтовой горе в Китае, например, сегодня знают даже первоклассники, а в Красноярске — далеко не каждый студент.)

Савенкова же тем временем за либеральные взгляды смещают с поста директора и переводят в Варшаву, а за археологические изыскания — отлучают от церкви. Свидетельств о том, как он пережил анафему, нет. Одно можно сказать точно: нигилистом статский советник Савенков не был. Его педагогические труды не переиздавались в советское время именно потому, что были пронизаны идеалами православия. И все же раскопки он не бросил. Он продолжает их буквально до последнего дня — и в Минусинске, куда он приезжает продолжить дело своего близкого друга Николая Михайловича Мартьянова, и в Красноярске. В ночь на 1 сентября 1914 года его привозят в больницу с сердечным приступом прямо с раскопок в районе нефтяных складов Нобеля все на той же Афонтовой горе. Хоронят спешно, без отпевания. И, несмотря на большую семью, огромное число друзей и учеников, могила до конца ХХ века остается неизвестной. Ее отыскали совсем недавно. И сегодня ежегодные Савенковские чтения начинаются с возложения цветов основателю красноярской педагогической школы. Жаль, что имя Савенкова, так много сделавшего для нашего города и края, помнят сегодня только в узких педагогических кругах...

Резиденция музы Клио

С пожелтевшей фотографии смотрят первые преподаватели семинарии. Савенков, крупный, большеголовый, глядит на нас открыто и весело. Говорят, именно с него Суриков сделал карандашный набросок своего Стеньки Разина. Рядом свидетельства об окончании заведения, раритетные снимки, архивные документы... Оказывается, ученик, принятый в начальную школу при семинарии, но обнаруживший владение грамотой, подлежал... «увольнению» — мест для желающих учиться и учить своих чад в школах города катастрофически не хватало.

На соседних стендах — документы советской поры, которая для нынешних студентов тоже terra incognita. 1936-й был годом сорокалетия творческой деятельности Максима Горького — педагогическому техникуму (такой статус получила бывшая учительская семинария) присваивается имя «буревестника революции». После войны начинают готовить не только учителей начальной школы (их начали готовить уже в советский период), но и старших пионервожатых (интересно, что знает о них современный молодой человек?). В 1957-м в педучилище (еще одно переименование) открывается музыкальное отделение. Ровно через 30 лет — в 1987-м — его окончит Дмитрий Хворостовский. Еще через 10 лет начнут готовить учителей английского языка. А в 2003 году откроется отделение истории.

Именно его студенты сегодня водят экскурсантов по крохотному музею, устроенному сотрудниками колледжа в холле второго этажа. Но подлинный музей — все здание, от подвалов до крыши, которую, кстати, некогда венчал купол (в семинарии была церковь), и соседний корпус, и даже сарайчик во дворе — ему тоже уже больше века. Эти своды, зеркала, лестничные марши давно живут собственной жизнью.

Вот здесь, под парадной лестницей, некогда был карцер — за дисциплинарные и этические проступки взыскивали сурово.

Во время войны педагогический техникум передислоцировался в Енисейск. Многие преподаватели и студенты ушли на фронт и уже не вернулись в родные стены. Среди них был и тогдашний директор А.К. Низовцев, и рядовой Иван Лапшин. Здание техникума тоже было «мобилизовано» — его отдали под эвакогоспиталь. Старожилы утверждают, что с той поры в главном корпусе время от времени видят призрак монашенки. А может быть, сестры милосердия?

В корпусе, что выходит на ул. Кирова, ночные сторожа не раз слышали, как сами собой начинают играть музыкальные инструменты. А что, собственно, удивительного? В позапрошлом году исполнилось полвека, как здесь открылось музыкальное отделение. А с 1902 по 1914 год в этом самом здании жил человек, который и детям-то казался «почти неземным существом», — Павел Иосифович Иванов-Радкевич. Учитель Петра Словцова. Автор и первой отечественной детской оперы «Царевна Земляничка», и духовных песнопений «Свете тихий», «Достойно есть», звучащих в храмах по всей России.

Он прибыл в Красноярск из Петербурга в 1897 году 19-летним выпускником регентского отделения Императорской придворной певческой капеллы по приглашению директора учительской семинарии Ф.И. Говорова. Проработал в городе почти 25 лет. Вырастил таких учеников, как Петр Словцов. Но главным его «аккордом», как говорят музыканты, стало создание в Красноярске первого профессионального музыкального учебного заведения — Народной консерватории, без которой, возможно, не было бы ни училища искусств, ни филармонии, ни симфонического оркестра.

Кстати, актовый зал колледжа славится лучшей акустикой в Сибири. Именно здесь проходили последние Дельфийские игры. Именно с этой сцены каждый год звучат апрельские тезисы Всероссийской конференции «Педагогика развития», во многом форматирующие российское образовательное пространство. И это не кажется случайным. Ведь это то самое место, в котором было принято задавать «проклятые вопросы»...

Как должны измениться образовательные институты? Что, например, ждет среднее педагогическое образование? Будет ли в нем в должной мере заинтересовано государство и муниципалитеты? Не станет ли оно заложником поступательного движения к «всеобщему высшему»? Ведь если из педагогических вузов преподавать идут единицы, то среди выпускников Красноярского педагогического колледжа в школу приходит более двух третей. И этой традиции уже 135 лет.

Журнал «Град», автор текста Татьяна Чабан.
Фото: Владимир Линин.

Рекомендуем почитать