Бывал ли председатель петроградской ЧК Моисей Соломонович Урицкий на красноярской улице, которой суждено было получить его имя? Наверняка.
Песчаная-Урицкого
Подтверждение этому факту даже не нужно искать в пыльных архивах — надпись о выступлении профессионального участника Петербургской и Красноярской революций
Песчаная-Урицкого — улица из «коренных», заложенная в 1773 году. Сегодня на нее «нанизаны» и красноярская мэрия, и оперный театр, и Дом техники — впрочем, совершенно бесследно для их официальных адресов. Именно здесь появилась первая в советской истории Красноярска зона элитного жилья — если это выражение применимо к невыразительным с виду «крайкомовско-исполкомовским» многоэтажкам. В новейшее время сочетание респектабельности и уединенности привлекло сюда единственную действующую в Красноярске дипмиссию — в особняке на Урицкого, 124б разместилось консульство Словацкой Республики.
Однако, несмотря на глубину культурного слоя, улица сохранила до странности мало архитектурных и исторических достопримечательностей. Прогулки по ней чрезвычайно приятны, но исторический экскурс можно ограничить одним перекрестком Урицкого — Кирова, откуда открываются прелестные городские пейзажи и панорамные виды на всю глубину городской истории.
Для начала стоит остановиться у офисного здания эпохи сталинского ампира на Урицкого, 117. Некогда его занимал НИИ лесной промышленности — теперь отраслевой науке такие апартаменты не по карману. В годы войны здание было отдано под эвакогоспиталь № 3343 и поэтому получило статус «исторического места» — есть и такая строчка в архитектурно-исторической «табели о рангах». В ста шагах от него одно из самых примечательных деревянных зданий старого Красноярска — дом А.А. Горбуновой из почерневших от времени лиственных бревен с празднично-светлым декором. Здание построено в 1910 году по проекту губернского архитектора В.А. Соколовского и давно служит офисом. Офисная карьера архитектурным памятникам определенно идет на пользу. Даже пристроенная несколько лет назад стеклянная веранда фасад 1910 года ничуть не испортила, конструктивистски срастив век нынешний и век минувший.
А прямо напротив — главная цель нашего пути, здание учительской семинарии, ныне Красноярского педагогического колледжа № 1 им. Горького. Редчайший для Красноярска пример архитектурного памятника, назначение которого не менялось на протяжении всей его истории.
135 лет тому назад
Здание на Урицкого, 106 было построено по проекту А. Фольбаума в 1902 году специально для учительской семинарии — первого в Центральной Сибири учебного заведения, где готовили педагогов. К тому времени семинария в городе действовала почти четверть века, размещаясь на арендованных площадях в доме военного коменданта Красноярска полковника Волкова на ул. Садовой (ныне Бограда). Тут же находилась и начальная школа, служившая первой базой практики для семинаристов. Практическая направленность, научный подход, высокие представления об учительском служении, демократические традиции и одновременно строжайшая дисциплина — вот, пожалуй, краеугольные камни, которые были положены в основание красноярской семинарии ее первым директором Иваном Тимофеевичем Савенковым, человеком могучего таланта и темперамента, с первых лет выведшего семинарию на авансцену мировой науки и педагогической практики.
Она открыла свои двери 136 лет назад — 4 ноября 1873 года. Поступать сюда можно было до 22 лет, имея за плечами двухклассное училище. Обучавшимся назначалась стипендия в 80 рублей в год — по тем временам солидная сумма. Для сравнения: квалифицированный рабочий на кирпичном заводе зарабатывал от 70 копеек в день, а на винно-водочном — вполовину меньше. Неудивительно, что выпускники обязывались отработать в школе не менее четырех лет. В противном случае они должны были вернуть всю сумму, потраченную на их обучение. Приезжие семинаристы жили в общежитии на казенном обеспечении. Были и «своекоштные» студенты, но никаких привилегий ни при поступлении, ни позже они не имели. Требования были одинаково строги ко всем. Достаточно сказать, что в первый набор попали 32 человека, а свидетельства об окончании семинарии получили менее десятка.
Семинария готовила учителей в основном для сельских одноклассных училищ, а учитель в деревне порой был единственным образованным человеком, главной культурной силой. И семинария ставила целью не только обучить его необходимым дисциплинам, но и сформировать культурный кругозор, привить вкус к науке, дать надежную методическую опору, наконец, сделать своего рода миссионером просвещения и нравственного развития. Самое поразительное, что за три года это удавалось. Семинария слыла одним из самых прогрессивных учебных заведений в России. Из ее стен вышли редактор и издатель газеты «Енисей» Е. Кудрявцев, основатель первой в Красноярске частной театральной библиотеки и первых народных театров В. Сипкин, один из организаторов народного образования в Хакасии Е. Итыгин, создатель ачинского краеведческого музея Д. Каргаполов...
«Делать ребенка счастливым и помнить, что то, чем выйдет ученик, гораздо важнее, чем то, чему он теперь учится», «ознакомиться с нравственными и физическими свойствами учащихся и учить каждого, по возможности, согласно этим свойствам», «обучение, не основанное на самостоятельности учащихся, отупляет их» — эти выдержки из труда И.Т. Савенкова «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий и народным учителям. О главнейших обязанностях сельского учителя» звучат революционно и сегодня. В 1888 году преподавателями семинарии создается первый в русской педагогической традиции систематический сборник по методике и педагогике «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище». Материал для него черпался из практического опыта преподавателей и учеников семинарии и представлял собой, говоря современным языком, систему педагогических кейсов.
В учебном плане семинарии значились русский и славянский языки, арифметика и геометрия, всеобщая история и география. Особое место занимал Закон Божий. Однако гимнастика и пение тоже не были дисциплинами третьестепенной важности — семинария стремилась растить людей, о которых в советское время будет принято говорить «всесторонне развитая личность». Живое представление о том, что это такое, давал прежде всего сам Савенков.
Обнаружены 10 тысяч лет
Уроженец Мариуполя, в гимназию он поступил уже в Иркутске. После блестящего окончания физмата Петербургского университета
Незаурядного дара артист, И.Т. Савенков учредил в Красноярске общество драматического искусства, долгие годы был режиссером и актером городского Народного театра. По воспоминаниям его петербургских друзей — Ильи Репина, Виктора Васнецова и Марка Антокольского, — игре Савенкова в «Ревизоре» мог позавидовать сам Щепкин.
Страстно любил шахматы. Основал шахматный кружок. Описал эволюцию шахмат у сойотов и других народностей Северной Азии, даже раздобыл неполный комплект фигур. Разработал особый телеграфный код для записи шахматных ходов и инициировал проведение исторического шахматного матча Красноярск — Петербург. Матч длился полтора года и закончился сенсационной победой столицы Енисейской губернии. Савенков состоял в переписке с Чигориным, регулярно писал для «Шахматного обозрения», а его партии публиковал в International Chess Magazin первый чемпион мира Вильгельм Стейниц.
Кроме того, Савенкова знали как отличного гимнаста, пловца и первого стрелка в городе. Он любил ходить пешком и впервые ввел в практику российского образования уроки-экскурсии. Водил учеников на Столбы, в окрестности Базаихи, на Афонтову гору. Находки и наблюдения, вначале случайные, стали основой для серьезных исследований. Иван Тимофеевич создает топографический очерк окрестностей Красноярска, впервые описывает их геологическое строение. А в 1883 году начинает археологические раскопки на Афонтовой горе (в районе сегодняшней ул. Копылова, у железнодорожного моста), которые привели к сенсационным выводам: на территории Красноярска обнаружена стоянка самой древней — верхнепалеолитической — эпохи. Это означало, что на территории Сибири человек появился примерно в то же время, что и в Западной Европе, —
Савенкова же тем временем за либеральные взгляды смещают с поста директора и переводят в Варшаву, а за археологические изыскания — отлучают от церкви. Свидетельств о том, как он пережил анафему, нет. Одно можно сказать точно: нигилистом статский советник Савенков не был. Его педагогические труды не переиздавались в советское время именно потому, что были пронизаны идеалами православия. И все же раскопки он не бросил. Он продолжает их буквально до последнего дня — и в Минусинске, куда он приезжает продолжить дело своего близкого друга Николая Михайловича Мартьянова, и в Красноярске. В ночь на 1 сентября 1914 года его привозят в больницу с сердечным приступом прямо с раскопок в районе нефтяных складов Нобеля все на той же Афонтовой горе. Хоронят спешно, без отпевания. И, несмотря на большую семью, огромное число друзей и учеников, могила до конца ХХ века остается неизвестной. Ее отыскали совсем недавно. И сегодня ежегодные Савенковские чтения начинаются с возложения цветов основателю красноярской педагогической школы. Жаль, что имя Савенкова, так много сделавшего для нашего города и края, помнят сегодня только в узких педагогических кругах...
Резиденция музы Клио
С пожелтевшей фотографии смотрят первые преподаватели семинарии. Савенков, крупный, большеголовый, глядит на нас открыто и весело. Говорят, именно с него Суриков сделал карандашный набросок своего Стеньки Разина. Рядом свидетельства об окончании заведения, раритетные снимки, архивные документы... Оказывается, ученик, принятый в начальную школу при семинарии, но обнаруживший владение грамотой, подлежал... «увольнению» — мест для желающих учиться и учить своих чад в школах города катастрофически не хватало.
На соседних стендах — документы советской поры, которая для нынешних студентов тоже terra incognita.
Именно его студенты сегодня водят экскурсантов по крохотному музею, устроенному сотрудниками колледжа в холле второго этажа. Но подлинный музей — все здание, от подвалов до крыши, которую, кстати, некогда венчал купол (в семинарии была церковь), и соседний корпус, и даже сарайчик во дворе — ему тоже уже больше века. Эти своды, зеркала, лестничные марши давно живут собственной жизнью.
Вот здесь, под парадной лестницей, некогда был карцер — за дисциплинарные и этические проступки взыскивали сурово.
Во время войны педагогический техникум передислоцировался в Енисейск. Многие преподаватели и студенты ушли на фронт и уже не вернулись в родные стены. Среди них был и тогдашний директор А.К. Низовцев, и рядовой Иван Лапшин. Здание техникума тоже было «мобилизовано» — его отдали под эвакогоспиталь. Старожилы утверждают, что с той поры в главном корпусе время от времени видят призрак монашенки. А может быть, сестры милосердия?
В корпусе, что выходит на ул. Кирова, ночные сторожа не раз слышали, как сами собой начинают играть музыкальные инструменты. А что, собственно, удивительного? В позапрошлом году исполнилось полвека, как здесь открылось музыкальное отделение. А с 1902 по 1914 год в этом самом здании жил человек, который и
Он прибыл в Красноярск из Петербурга в 1897 году
Кстати, актовый зал колледжа славится лучшей акустикой в Сибири. Именно здесь проходили последние Дельфийские игры. Именно с этой сцены каждый год звучат апрельские тезисы Всероссийской конференции «Педагогика развития», во многом форматирующие российское образовательное пространство. И это не кажется случайным. Ведь это то самое место, в котором было принято задавать «проклятые вопросы»...
Как должны измениться образовательные институты? Что, например, ждет среднее педагогическое образование? Будет ли в нем в должной мере заинтересовано государство и муниципалитеты? Не станет ли оно заложником поступательного движения к «всеобщему высшему»? Ведь если из педагогических вузов преподавать идут единицы, то среди выпускников Красноярского педагогического колледжа в школу приходит более двух третей. И этой традиции уже 135 лет.

Журнал «Град», автор текста Татьяна Чабан.
Фото: Владимир Линин.