Горные лыжи пользуются большой популярностью у россиян. Сегодня в России около 2,5 млн. любителей горных лыж, существует более 158 горнолыжных комплексов разного формата. Многие из них появились в последние 5-7 лет, и их число продолжает расти.
Сибирская Швейцария
Горнолыжный сезон традиционно стартует в Ергаках. Несмотря на то, что этот природный парк находится на юге края, устойчивый снежный покров раньше всего формируется именно здесь. К примеру, в этом году открытие трасс пришлось на ноябрьские праздники. Ергаки очень схожи своей природой со Швейцарией и, по мнению Олеси Волошко, директора ООО «Евроокна», виды, открывающиеся со склонов Саянского хребта, ни в чем не уступают альпийским.
Несомненным плюсом парка является и то, что здесь, говоря языком профессионалов, достаточно «мягкое» катание. Это обеспечивает отличные возможности для внетрассовых спусков (фрирайда) и настоящий рай для сноубордистов.
По мнению Дмитрия Михайлова, горнолыжника с 30-летним стажем и директора туристической фирмы «Дискавери», каждый горнолыжный комплекс имеет свое лицо. У Ергаков оно очень яркое, даже уникальное. «Ничего подобного не может предложить ни один другой комплекс, — говорит он. — Ергаки — это турбаза советских времен в лучшем своем проявлении. Здесь не говорят о делах и работе и можно совершенно запросто познакомиться в каком-нибудь кафе с интересным человеком, а потом, обменявшись на прощание визитками, обнаружить, что это был банкир, член Заксобрания или чиновник высокого ранга. Ради этого отключения от повседневности, ценности простого человеческого общения сюда приезжают многие известные и состоятельные люди».
Местные и федеральные туроператоры едины во мнении о большом потенциале Ергаков. Конечно, понадобятся годы и миллиарды рублей, чтобы сделать его курортом, соответствующим мировым стандартам, но процесс уже, как говорится, пошел.
«В природном парке „Ергаки“ реализуется комплекс инвестиционных проектов, в рамках которых выделяются средства краевого бюджета на создание дорожной, водо-, тепло- и энергоинфраструктуры, — рассказывает Сергей Гуров. — Благодаря этому здесь будут построены на федеральные средства два крупных спортивных и сервисных объекта на сумму более четырех миллиардов рублей». По данным министерства, ежегодно край посещает порядка 500 тыс. человек, из них более 70% — деловые туристы. С реализацией таких проектов, как в Ергаках, структура въездного туризма должна измениться, а объем — увеличиться. «Насколько — будет зависеть от темпов ввода объектов в эксплуатацию и степени конкуренции со стороны соседних регионов», — отмечает министр.
Три дня снега
Ергаки находятся в 600 километрах от Красноярска, что делает возможной поездку туда, если к субботе и воскресенью добавляется хотя бы один дополнительный выходной. Ну а если в распоряжении всего один день или даже полдня, то можно отправиться в Фанпарк «Бобровый Лог». Сергей Гуров назвал его одним из самых современных горнолыжных комплексов в России. Кроме того, здесь можно прекрасно отдохнуть всей семьей или компанией, состоящей не только из горнолыжников, — развлечения найдутся и для тех, кто не стоит на лыжах. В этом сезоне организаторы обещают к тому же построить сноуборд-парк для экстремального катания и склон для сноутюбинга (катания на «ватрушке»).
Еще один известный горнолыжный комплекс, куда можно поехать на три дня, — гора Гладенькая в Хакасии. Несколько дальше, в радиусе 1000 километров от Красноярска, находится Байкальск (в Иркутской области) и Шерегеш (в Кемеровской). По словам Дмитрия Михайлова, Шерегеш — это самый продвинутый на сегодняшний день в России горнолыжный курорт. Еще три года назад он не справлялся с потоком туристов, люди мерзли в очереди на подъемник по полтора часа. Но сейчас Шерегеш может похвастаться увеличившимся втрое количеством подъемников, постоянно растущей общей протяженностью склонов и довольно развитой по нашим меркам инфраструктурой из 50 гостиниц. Как и в Ергаках, здесь есть где развернуться фрирайдерам и сноубордистам. На Гладенькой и в Байкальске трассы «жесткие», и такой возможности нет.
Лыжи у печки стоят...
Чегет, Эльбрус, воспетый Визбором Домбай... Как это ни печально, но сегодня посещение этих красивейших мест — удел разве что завзятых романтиков, совсем нетребовательных к качеству и бытовой стороне отдыха. «Это умирающий бизнес, — делится впечатлениями Сергей Молтянский, генеральный директор ЗАО „Кода-Тек“. — Люди ездят по неподготовленным, изрытым склонам, поднимаются на старых, разваливающихся канатках, билеты на которые местные жители продают из-под полы, и все идет мимо кассы».
Дмитрий Михайлов, напротив, характеризует Кавказ как «потрясающие горы с мощнейшим ресурсом, время которых еще не пришло». Помимо плачевного состояния трасс и подъемников, там еще и проблемы с инфраструктурой. Специалист турбизнеса отмечает, что горнолыжный тур состоит из двух обязательных элементов: собственно катание и отдых после катания, «апресс-ски». Кавказские горы находятся на малообжитой территории, в труднодоступных местах. «Горнолыжный курорт — это огромные вложения, одна подстанция стоит около миллиона долларов, — отмечает он. — Никакой состоятельный, по меркам России, инвестор не потянет такой проект, учитывая, какие колоссальные суммы нужно вложить».
Большие инвестиции получила Красная Поляна. На базе этого курорта ведется строительство крупнейшего круглогодичного горноклиматического и туристско-спортивного комплекса международного уровня, состоящего из 57 трасс и способного принять к 2014 году 20 тыс. гостей. При этом горнолыжные трассы «Роза Хутор», где планируется проводить зимние Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 года, будут готовы уже к 2011 году. «Наверное, там будет хорошо, — говорит Дмитрий Михайлов. — Кое-что уже работает, но в основном это грандиозная стройка».
Лучше гор могут быть только горы...
...на которых еще не бывал. В этот девиз альпинистов вполне укладывается и философия горнолыжника. «Человеку катающемуся нужна определенная коллекция гор, — говорит Дмитрий Михайлов. — Пока учишься, достаточно одного небольшого склона. Но как только перестаешь думать о том, сколько раз упадешь, и начинаешь получать удовольствие от катания, одной горы становится мало. И начинаешь строить планы».
Коллекция, как правило, начинается с близлежащих мест. Но очень быстро оказываются досконально изученными и они. «Ергаки, Байкальск, Шерегеш, Гладенькая — к „своим“ горам привыкаешь, знаешь каждый поворот, — рассказывает Олеся Волошко. — А ведь все время хочется открывать для себя что-то новое. Это очень интересно — ехать по незнакомой трассе, особенно по „черной“, и не знать, что там, за перегибом».
Кстати, по наблюдениям Олеси Волошко, иностранцы часто не понимают причин, которые заставляют русских приезжать кататься на горных лыжах в Европу, преодолевая расстояние в шесть тысяч километров. «У вас что, снега нет?» — недоумевают они. Они-то не поехали бы в Сибирь, даже если наши курорты отвечали бы мировым стандартам. «У европейцев в радиусе 1000 километров такое изобилие горнолыжных курортов, что в Сибирь они не полетят: слишком далеко, слишком долго и дорого добираться», — считает Дмитрий Михайлов.
Кроме того, у нас в январе может быть минус тридцать, а в Европе в это время температура держится около нуля, и это еще один фактор, стимулирующий российских горнолыжников к поездкам за рубеж.
Сергей Молтянский признается, что мотивом его первой заграничной поездки стал сервис и количество трасс и подъемников. «Чтобы в одном месте было больше трех трасс — мы такого в глаза не видели, — рассказывает он. — А там — десятки километров спусков, десятки подъемников, на которых совсем нет очереди, несмотря на огромное количество посетителей, десятки квадратных километров снежных полей для внетрассового катания, — всего этого у нас нет».
Такие разные Альпы
Самые главные горы в Европе, конечно, Альпы. В каждой стране они имеют свои особенности.
Во Франции достаточно известным и относительно демократичным по стоимости является курорт Шамони. Там находится знаменитая «Белая Долина» — «сумасшедший» спуск, как назвал его Сергей Молтянский. У него даже нет подъемника. Людей ратраком забрасывают почти на самую верхушку Монблана, откуда они съезжают по трассе длиной 20 км.
«Однако „черные“ трассы, фрирайд и прочий экстрим быстро надоедают, — делится Сергей Молтянский, — и хочется гладкого, ровного спуска, такого, где можно, что называется, отпустить лыжи и просто лететь, а не объезжать неровности. А вот с этим не везде хорошо даже за границей. В частности, в Шамони за трассами следят не очень тщательно, и к середине дня они приходят в негодность».
Значительно лучше трассы содержатся в соседнем местечке — менее известном, но более фешенебельном курорте Межев, но и гостиницы там подороже. Что же касается Шамони, то там, по информации Дмитрия Михайлова, можно устроиться за вполне приемлемую цену. «Фишкой» курорта являются шале — домики, построенные на склонах, прямо посреди трасс. Их обитатели могут позволить себе, проснувшись, сунуть ноги вместо тапочек в ботинки, прицепить лыжи и скатиться с горы. Есть шале самого разного уровня, и вполне реально подыскать достаточно бюджетный вариант, особенно если ехать компанией в 2-3 семьи.
Минусом являются пять разрозненных регионов катания, между которыми нет сообщения подъемниками. Очень высокие, местами почти отвесные горы невозможно завязать в единую сеть. Чтобы попасть на другую гору, нужно спускаться, снимать лыжи, садиться в автобус, затем проделывать все манипуляции в обратном порядке.
Много широких, ухоженных трасс в Италии. Самый престижный и знаменитый итальянский курорт — Кортина-де-Ампеццо. На вершине Доломитовых Альп находится интересный, почти вертикальный горный массив с «черными» трассами и потрясающей панорамой, открывающейся на все 360 градусов, а низ горы — пологий, с большим количеством длинных «синих» трасс (для начинающих). Это отроги Альп, поэтому сложных спусков («красных» и «черных») здесь немного, зато есть уникальный комплекс Доломиты Суперски, объединяющий 2,5 тыс. км подготовленных склонов. Сергей Молтянский рассказал, что подъемники расположены таким образом, что не снимая лыж можно замкнуть кольцо протяженностью 40 км. Если никуда не спешить, это займет часов пять.
Кортина-де Ампеццо — самый дорогой итальянский курорт. Он принадлежит к так называемому городскому типу — с пешеходной и торговой зоной в центре.
Традиционно в безукоризненном состоянии поддерживаются трассы в Швейцарии, но их общая протяженность меньше, чем в соседних странах, а цены кусаются. Атмосфера, соответственно, более камерная, а публика более дорогая.
Оптимальное соотношение цены — качества демонстрирует Австрия. По словам Дмитрия Михайлова, это лидер продаж и супербренд. Здесь дешевле, чем во Франции, а склоны готовят не в пример лучше.
И другие страны
В Чехии, Польше, Словакии, Болгарии и других странах Восточной Европы горы пониже, сервис попроще, а гостиницы подешевле. Эти курорты пользуются большой популярностью прежде всего у жителей западной части России. Для сибиряков же, с учетом стоимости перелета до Москвы, экономия не так и велика. Действительно, при выборе тура за 300 или 600 евро очень заманчивым кажется тот, что вдвое дешевле. А когда цена вопроса колеблется от 1000 до 1300, логика подсказывает заплатить побольше, зато отдохнуть получше.
Впрочем, наши едут и в Восточную Европу. «Есть категория красноярцев, которые с удовольствием едут, к примеру, в Чехию, как правило, по той причине, что можно погулять по Праге, попить пива — и тут же рядом, в 200 километрах, горнолыжный курорт», — отмечает Дмитрий Михайлов.
Есть горнолыжные курорты и в Турции. Там еще меньше перепад высот, меньше снега, зато действует подход «все включено». Купив тур, цена которого соизмерима со стоимостью проживания в Австрии, вы получаете полный пансион с 3-разовым питанием, трансфер, ски-пасс (билет на подъемник) и другие приятные мелочи — денег с собой можно не брать вообще.
И наконец, очень хорошие горнолыжные курорты есть в США и Канаде. Однако у нас они не пользуются спросом из-за большой удаленности и сложностей оформления американской визы (оно предусматривает процедуру личного собеседования с консулом в Москве). По тем же причинам мы не будем говорить об Австралии и Новой Зеландии, тем более что там сейчас не сезон.
Что же касается Китая, то Дмитрий Михайлов считает, что его время также еще не пришло. «В принципе, Китай постепенно перенимает моду на горные лыжи, там есть достаточно крупные горнолыжные комплексы, но пока это поветрие еще не достигло широких масштабов, — говорит он. — Поэтому там иногда возникают достаточно комичные ситуации, когда много китайцев вручную вытаскивают снег из леса на трассу, а потом профессиональная снегоуплотнительная техника его разравнивает. Когда время Китая придет, они привезут двух-трех австрийцев и в течение пары сезонов доведут свои курорты до европейского уровня. Вот тогда мы и повезем к ним туристов».
Швейцарские Альпы или Австрийские, Низкие Татры или Высокие — не важно куда, важно с кем, считает Олеся Волошко. «Это должен быть круг единомышленников, которым весело днем кататься, а вечером отдыхать», — уверена она.
По данным Дмитрия Михайлова, в 2009 году спрос на горнолыжные туры не сократился ни во внутрироссийском, ни в зарубежном сегментах. «Изменения произошли только в глубине продаж, — отмечает он. — Если в предыдущие годы туристы приобретали путевки заранее, иногда даже за год вперед, то сейчас люди принимают решение в последний момент». Это может быть связано с тем, что в сложных экономических условиях стало труднее планировать семейный бюджет, а также с желанием сэкономить, купив «горящий» тур. Так или иначе, но в прошлом сезоне меньше ездить на горнолыжные курорты мы не стали, и туроператоры надеются, что и сезон 2009/2010 тоже пройдет удачно. В принципе, у них есть основания на это рассчитывать.
«Помимо того, что увлечение горными лыжами, как и каждое спортивное хобби, содержит определенную нотку азарта, это положительный эмоциональный заряд, праздник солнца, снега, улыбок, — говорит Олеся Волошко. — Не секрет, что у многих сейчас сложная ситуация на работе, в бизнесе. Но, выехав на природу и вдохнув глоток зимнего воздуха, испытав ни с чем не сравнимое ощущение полета, ты понимаешь, что самое главное в нашей жизни — это сама жизнь. Когда ты ее любишь, все остальное приложится».
текст: Вера Биктимирова
Журнал"Советник. Грамотное управление".