Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Пустоцвет

Пустоцвет

04.03.2010
3

Закрытый цветочный рынок поделился информацией

Развитие цветочного рынка — довольно интересная история. С чего все началось в 90-е? С ларьков и ларечков. Позже, с разросшимся ассортиментом появились цветочные павильоны и даже целые цветочные комплексы. В них стали вкладывать деньги, причем уже не любители, а представители совершенно других бизнесов — игрового, продуктового. Но вот что интересно — ни один новый формат предыдущий не вытеснил. Сейчас на рынке цветов появился очередной — оптовики, торгующие в розницу по оптовым ценам. Им не нужны витрины и качественная реклама. Броский баннер на всю стену деревянного дома притягивает покупателей как магнит.

Цветочника каждый может обидеть

ПустоцветЭто может показаться странным, но цветочный рынок является самым закрытым с точки зрения получения информации. На то есть и объективные, и субъективные причины. Среди объективных отметим хотя бы тот факт, что какого-то человека, который бы знал основные цифры — объемы продаж, объемы прибыли и прочие показатели рынка, — найти очень сложно. Скорее всего, его вообще нет. Ведь цветочный рынок — это множество розничных и чуть поменьше оптовых продавцов.

Казалось бы, взять цифры оптовиков и розницы, сложить — и получишь нужные данные. Но здесь начинаются субъективные причины информационной закрытости — цветочники попросту не говорят о своем бизнесе. Лучше всего их позицию выражает мнение крупного столичного продавца: " Бизнес только с виду красивый и хорошо доходный, на самом деле — сложный, нередко на грани рентабельности, — рассказывает бизнесмен. — Достаточно посмотреть, сколько цветочных магазинов разоряется после праздничного марта. Да, мы заработали на 8 Марта, но потом все лето сидим на голодном пайке, а журналисты нас почему-то по доходности приравнивают к водочникам!«

Внимание журналистов цветочников очень не радует. Одна знакомая, которая имеет связи с представителями цветочного бизнеса, посоветовала задавать не конкретные вопросы, а «в общем», глядишь, какие-нибудь цифры и всплывут. «Не нужно в лоб: какие объемы, доля рынка, прибыль — спугнешь!», — сказала она. Что ж, попробуем.

С цветочниками общаться — что с чиновниками: ходишь по кругу и ничего не можешь понять. Вот такой диалог состоялся с администратором салона цветов «Крона»:

— Встретиться мы не можем, — говорит администратор Ольга. — У нас нет свободного времени.

— Тогда можно пару вопросов по телефону?

— Давайте, только быстро.

— Какие у вас объемы продаж и кто главные страны-поставщики?

— Я не могу ответить на этот вопрос, — резко заявляет она. — У меня нет времени. Тем более по телефону, незнакомому человеку, вот если б вы подъехали.

— Но я ведь предлагал подъехать и поговорить! Может, у руководства есть время — директор ведь букеты не собирает? Да и вы, думаю, тоже!

— Да, мы не собираем букеты. Но у нас нет времени на встречи! — сказала администратор салона «Крона». И повесила трубку.

Чем богаты

К счастью, представителей цветочного бизнеса, которые готовы говорить, хоть и без особого количества цифр, все-таки удалось найти.

— Цветочный рынок сейчас находится на полпути своего развития, — говорит директор компании «Флорес — цветы любимым» Елена Падерина. — Здесь все в сравнении: возьмем Новосибирск — там на каждом углу не ларьки с павильонами, а цветочные салоны, флористика. И нам нужно стремиться к этому.

По мнению Падериной, до массовости цветочных салонов нам еще далеко.

— Люди не приучены к цветочному искусству. Подход покупателей другой, — сетует Падерина. — Именно поэтому у нас преобладают ларьки и павильоны.

И именно поэтому все чаще за цветами красноярцы забегают в деревянные дома у колхозного рынка — зачем сервис, если есть низкая цена?

Назвать количество розничных игроков эксперт затруднилась. С оптом же все проще — в Красноярске три крупные оптовые компании. Именно они снабжают цветами основной объем розницы. Впрочем, посредников многие стараются избегать и занимаются поставками сами. Особенно это выгодно при наличии сети ларьков-павильонов. Хотя цветочный бизнес специфичен в плане наличия опыта — именно опыт позволяет свести к минимуму издержки.

— В цветочном деле можно очень легко прогореть, особенно сейчас, в связи с кризисом, — говорит Падерина. — А если незнающий человек откроет павильон, он прогорит за несколько дней. Примеров очень много. Что касается издержек, то они есть всегда, больше или меньше — другой вопрос. Но, поймите, это же цветок. Это не колбаса, которую можно обтереть, срок годности перебить. По цветку все видно.

Именно опыт не позволяет грамотному бизнесмену продать плохой цветок клиенту. Но при этом лицо сохраняется, а издержки растут. Свои месячные издержки (ни в рублях, ни в цветках) Падерина называть не стала, объяснив это романтично: «У каждого свои цветочные секреты».

— Потери будут в любом случае, — объясняет эксперт. — Но если заниматься делом всерьез, они сведутся к минимуму. И в этом случае они окупаемые. 20-30 % потерь не смертельны для бизнеса.

Что касается спроса, то на первом месте в Красноярске, как и везде по стране, красные розы и белые хризантемы. Все стабильно. Как всегда.

Другое 8 Марта

Объемы продаж раскрыть не согласился ни один цветочник. Что касается легальности рынка (цветы являются одним из популярных контрабандных товаров), один из красноярских цветочных бизнесменов сказал с ухмылкой: «Не видел, не помню, не знаю». Из чего можно сделать вывод, что видел, помнит и знает. Но кто ж скажет? То же всеобщее молчание о формировании цветочной цены. Единственное — общая, но любопытная информация.

— Разговоры о том, что в Эквадоре все замерзло, на нас никак не скажутся. Цена зависит от других факторов, — рассказывает Падерина. — В первую очередь от таможни — к праздникам размеры пошлин увеличились в два раза. Соответственно, поднялись оптовые, а вслед за ними и розничные цены. К слову, повышение пошлин к 8 Марта разрешено законом.

Однако таможенники «ВК» эту информацию не подтвердили.

— Никакого закона нет, и никаких пошлин специально к 8 Марта не поднимают, — заявила Ольга Дегидь, специалист по связям с общественностью Красноярской таможни. — Может быть, общие сборы с начала года выросли, но никак не к празднику. Скорее всего, цветочники так говорят, чтобы заложить большую цену, других причин я не вижу.

В последние годы, говорит Падерина, 14 февраля стало очень успешным с точки зрения продаж. Новый год — повод заработать для флористов: свечи, красивое украшение стола.

— Сейчас сезонность доходов если не резко, то серьезно скорректировалась, — анализирует Падерина. — Раньше действительно достаточно было напрячься к 8 Марта, и весь остальной год можно было, грубо говоря, отдыхать. В 90-е годы вообще каждый год праздник бил рекорд за рекордом. Сейчас 8 Марта продажи очень хорошие, но весь год на них не проживешь.

Цветочные цифры

Россия продолжает оставаться ведущим импортером срезанных цветов, занимая по объемам шестое место в мире. Что интересно, на российской таможне стоимость импортируемых цветов в два раза выше, чем в среднем по миру (выше, чем в России, только в Швейцарии и Швеции). Причина заключается в том, что к нам в основном ввозятся розы, а, к примеру, во Францию — зелень для букетов.

Крупнейшими экспортерами срезанных цветов в Россию в стоимостном выражении традиционно являются Нидерланды и Эквадор, за ними следуют Колумбия и Израиль. По данным российского торгпредства в Голландии, в неделю в Россию завозится порядка 200 фур с голландскими цветами.

Как формируются цены, эксперты показывают на простой схеме: если, условно говоря, в Голландии роза покупается за 1 рубль, у оптовика она стоит уже 2 рубля, у розничного торговца — в лучшем случае 3. Сами цветочники уверяют, что их доходы сильно преувеличены, а столь высокая цена цветов в рознице объясняется не жадностью, а прежде всего удаленностью России от мировых тепличных центров. Как следствие — дорогая логистика плюс таможня.

Примерно 40 % всех российских цветов потребляет Москва. Самый сильный рост закупок срезанных цветов наблюдается в Екатеринбурге (+36 % с 2002 года) и в Москве (+35 % с 2002 года).

Самый большой процент покупателей комнатных растений — в Москве (42 %), Ростове-на-Дону (41 %) и Владивостоке (39 %). Личные расходы на цветы в Москве и в Санкт-Петербурге самые высокие: 38 евро (около полутора тысяч рублей) на душу населения. В крупнейших региональных городах — 21 евро (чуть больше 800 рублей).

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск», №8 (249)

Рекомендуем почитать