Средства из бюджета на парковки не выделяются, а предпринимателям строить их не выгодно
Красноярск — один из самых автомобилизированных городов России, если исходить из расчета количества машин на число жителей. В городе зарегистрировано порядка 350 000 автомобилей. При этом количество удовлетворяющих всем нормативам парковочных мест (а именно: крытые и подземные отапливаемые паркинги) ничтожно мало — 8 000. В краевой столице существует также 91 000 гаражей в гаражных кооперативах и около 164 000 машиномест на не соответствующих нормам стоянках. Выходит, что 61 000 автомобилей парковаться вообще негде. Новые стоянки строятся, но слишком вяло и бессистемно.
Руки прочь от Енисея
К последней категории относятся транспортные средства, «ночующие» во дворах жилых домов, в общественных местах, прямо на проезжей части и т. п. С учетом того, что с каждым годом количество автомобилей, как уверяют представители ГИБДД, увеличивается на 8-9 % плюс ежедневно в город приезжают на работу и по другим делам жители окрестных районов (Березовка, Емельяново, Железногорск, Дивногорск, Сосновоборск), ситуация складывается непростая. Через несколько лет число машин в Красноярске настолько вырастет, что движение в местах большого скопления людей просто остановится. В первую очередь под угрозой центр, улицы которого совершенно не приспособлены под активные потоки транспорта.
— Отсутствие необходимого количества парковочных мест сейчас одна из самых актуальных для нас тем, — говорит Олег Жданов, заместитель начальника ГИБДД Красноярска. — С начала года к административной ответственности за нарушение правил парковки привлечено более 3,5 тысяч водителей. Большинство — за то, что оставляли свой транспорт в неположенном месте именно в центре. Не так давно активно обсуждалось наше предложение оборудовать большую автостоянку на берегу Енисея: бесплатную и охраняемую силами МВД. Парковочные места должны были занять всю территорию от Коммунального моста до речного вокзала.
Это предложение вызвало бурные споры среди горожан, провели голосование на сайте администрации, и люди высказались безапелляционно: руки прочь от набережной. Причем половина голосовавших отвергла этот вариант в целях сохранения зоны отдыха, остальные были против потому, что от набережной далеко идти до офисов и магазинов, расположенных на проспекте Мира.
Воруем места под транспорт
При городской администрации создана и действует рабочая группа по решению «парковочной проблемы», в состав которой вошли депутаты горсовета, представители управления архитектуры, департаментов градостроительства, общественной безопасности, сотрудники ГАИ. Последние, как особо заинтересованная сторона, с завидным постоянством выдвигают разнообразные проекты по улучшению ситуации — один радикальнее другого. После эпопеи с набережной они предложили сделать въезд в центр города платным. А полгода назад предлагали закрыть проспект Мира и некоторые поперечные улицы для транспортных потоков и сделать их зоной парковки. Такие предложения городской администрацией и депутатами горсовета сразу же снимались с рассмотрения. Как пояснили в пресс-службе администрации города, пока рабочая группа пытается разработать меры для решения первоочередных точечных проблем и только во вторую очередь рассматривает перспективы для решения ситуации в целом.
— На следующем совещании планируется рассмотреть предложение, выдвинутое в конце мая архитекторами СФУ, о внесении изменений в схему парковочных мест у обочин на центральных проспектах, — говорит инспектор по пропаганде ГИБДД города Юлия Сергеева. — Планомерно ведется работа с департаментом градостроительства, например, ГИБДД выступила резко против строительства в центре города, рядом с ТЦ «Хамелеон», еще одного крупного делового центра, который стал бы местом притяжения большого количества транспорта. Строители уверяли, что оборудуют свою территорию необходимым количеством мест для стоянки, но на поверку оказалось, что они планировали «отхватить» часть парковки театра оперы и балета. Сейчас строительство под большим вопросом, и мы намерены и впредь контролировать появление новых объектов в центре.
Легкие и многоэтажные
И все-таки все эти меры — точечные, считают архитекторы и автолюбители города. Необходимо системно изучить городскую территорию. И такое исследование, а вернее, первый его этап по собственной инициативе организовали в 2009 году специалисты проектной мастерской «А2» совместно с учеными Сибирского федерального университета. Архитекторы изучили городские магистрали и жилые массивы, лично побывали во всех более-менее значимых местах скопления транспорта.
— Зачем мы взялись за это? Красноярск — второй город по автомобилизации после Владивостока. Даже в Москве показатели ниже, чем здесь, — говорит генеральный директор проектной мастерской «А2» Борис Шаталов. — Если ничего не предпринимать, город просто захлебнется.
Результатом полугодового исследования стал труд «Исследование возможности размещения гаражей и парковок механизированного и автоматизированного типов на территории Красноярска». В нем четко обозначены районы, где существует нехватка парковочных мест, и места, где территория используется нерационально. После долгих и тщательных расчетов, с учетом особенностей каждого конкретного места, экологических зон и геологического состояния почвы, была предложена схема реконструкции системы паркования. В ней обозначены места, где можно и нужно строить новые стоянки, какого типа они могут быть и в какой последовательности их необходимо возводить.
— Мы делаем упор в том числе и на развитие в городе многоуровневых надземных автоматизированных парковок, которых в Красноярске пока никто не строит, — говорит Яна Викторова, архитектор проектной мастерской «А2». — А во всем мире они распространены, ведь это очень удобные, легкие металлоконструкции, которые можно спроектировать любой формы и этажности. Причем на минимальной территории такая парковка позволяет разместить до сотни автомобилей! Система работает автоматически, и машину можно поднять на любой «этаж» такой парковки в считанные секунды. Идеальный вариант для офисных зданий в центре, где нет свободных площадей, и для жилых районов со старой застройкой. К хрущевкам такую конструкцию можно пристраивать прямо с торца.
Затратный бизнес
Еще один вариант решения парковочной проблемы предлагает заслуженный строитель России и почетный гражданин Красноярска Виктор Боровик. Его проект создания подземных автостоянок в Центральном и Железнодорожном районах получил одобрение в горадминистрации. «Проект хороший, но трудоемкий, — комментирует Оксана Покаместова, пресс-секретарь департамента градостроительства Красноярска. — По нему предлагается построить общественные парковки под дворовыми территориями жилых строений. Большая трудность — согласовать с жителями этих домов, чем инициаторы проекта сейчас и занимаются».
За счет подземных строений будут благоустроены дворы этих домов, жители будут пользоваться паркингом бесплатно, зато часть транспортной проблемы в центре будет решена. Сейчас рассматривается порядка 10 мест, где можно было бы организовать такую стройку. Хотя открытым остается вопрос о том, насколько востребованными будут эти парковки.
— В центре города есть подземные платные стоянки: в районе железнодорожного вокзала и около банка «Кедр», которыми можно пользоваться в рабочее время, — говорит Покаместова. — Но места на них не востребованы. Горожанам проще бросить автомобиль на обочине, чем оплатить услугу.
Бюджетом города и края на сегодняшний день деньги на организацию автостоянок не выделяются. Поэтому появление парковок может зависеть только от частного капитала. Но предприниматели не спешат вкладывать средства в это благое дело: затраты на строительство окупятся минимум через пять лет. Город выделил и согласовал 30 площадок под возведение паркингов, еще 40 — в перспективе, но пока эти места не востребованы среди застройщиков.
В ближайшее время откроется только три стоянки в центре: на Красной площади, на набережной под памятником Чехову и близ БКЗ. Последняя будет принадлежать бизнес-центру «Панорама» (бывший КАТЭК).
Анна Корнеева, «Вечерний Красноярск» № 22(263)