В нынешней программе фестиваля «Норильские сезоны» несколько детских спектаклей, и на одном из них я на днях побывала. «Играй, игрушка!» итальянского театра «Буратто».
Своими впечатлениями о нем поделюсь немного позже, когда буду писать общий обзор о детской программе феста. А сам просмотр вновь столкнул с такой неприятной традицией как культпоход.
Артисты, которые играют в спектаклях для детей, воспринимают массовые культпоходы школьников как бич. Или чуму, нашествие варваров. Возникло это явление в советские времена, в эпоху появления ТЮЗов. Вряд ли раньше. Но даже если юных кадетов или воспитанниц институтов благородных девиц прежде и водили в театр классами, не думаю, что они вели себя там так, как современные школьники. Воспитание, знаете ли, было совсем другое. Планка с тех пор резко упала.
В чем, собственно, проблема? Об этом уже было сказано не раз, но повторюсь: когда ребенок приходит на спектакль с кем-то из своей семьи, он ведет себя иначе, чем на походе в театр с одноклассниками. В группе знакомых сверстников он как в стае, где каждый самоутверждается. Одного ребенка утихомирить можно. Но когда их толпа... О спокойном просмотре спектакля стоит забыть.
Что произошло и на выступлении итальянцев, где были в основном группы школьников. Практически все время часового действия в зале стоял такой гвалт, что сосредоточиться было почти невозможно. И энную часть шума составили споры, кто же двигает кукол, как они перемещаются по сцене и т. п. Споры, в которых дети пытались, грубо говоря, доказать, чье мнение круче. С использованием кучи эпитетов из разряда «сам дурак!». До сценической истории, ее сюжета этим зрителям, в общем-то, дела не было.
Такую картину я наблюдаю в театре всякий раз, когда большая часть аудитории на спектакле — школьные классы. Учителя, как правило, самоустраняются от контроля над поведением подопечных. Нужно по какому-то культмассовому плану вывести детей в театр — ну, вывели. Самим им происходящее на сцене неинтересно. Так чего же требовать от их учеников?..
А самое обидное, что спектакль у «Буратто» был просто замечательный. Давно не видела таких трогательных и очень глубоких постановок для детей. При, казалось бы, внешней простоте оформления и минимуме выразительных средств.
Елена Коновалова, фото Александра Паниотова