Театральный фестиваль «Норильские сезоны», который проводит в эти дни в Красноярском крае Фонд Михаила Прохорова, продолжила программа для детей. В ней можно было увидеть спектакли двух молодых театров — итальянского театра «Буратто» и московского «Вернадского, 13».
Игры всерьез
Итальянскому театру 35 лет. В Сибирь артисты привезли один из своих последних спектаклей — «Играй, игрушка!». Трогательная история для детей дошкольного возраста о взаимоотношениях ребенка и его игрушек. Ночью, когда малыш спит, его кукольные друзья делятся между собой самыми сокровенными секретами. Сам принцип — взгляд на жизнь, поступки, мысли и страхи ребенка глазами его игрушек — классический, он не раз использовался и в литературе, и в театре, и в мультипликации. Спектакль театра «Буратто» подкупает камерностью интонации и видимой простотой выразительных средств, с помощью которых артисты говорят на понятном для детей языке об очень серьезных вещах. Главная мысль спектакля звучит в финале: пока ребенок играет, игрушки счастливы.
...Затемненное пространство сцены — действие-то происходит ночью! — луч света постепенно выхватывает на ней коробки-домики, из которых появляются игрушки. Клоун, кукла и старый медвежонок. Кукловоды настолько виртуозно обращаются с куклами, что те совершают просто немыслимые движения. Кукловодов не видно, и полное ощущение, что куклы сами передвигаются по сцене. Причем вид у них совсем не театральный — обыкновенные игрушки, какие можно встретить в любой детской.
А еще в этой истории есть некий воображаемый друг — смешной человечек, придуманный ребенком (кстати, единственный персонаж, которого исполняет не кукла, а живая актриса). С ним-то и обсуждают игрушки свои переживания. Медвежонок настолько старый и потрепанный, что боится, что его выбросят на свалку. Кукла мечтает попасть к хозяйке-девочке. Между этими разговорами вдруг всплывает новость о скором появлении в семье второго ребенка. И о том, как мальчик боится, что родители теперь станут любить его меньше, — сколько детей прошло в жизни через подобные страхи?.. Но как-то очень легко представить, что, побывав на таком спектакле, ребенок и думать забудет обо всех своих опасениях. Да и взрослых доверительная интонация постановки невольно заставит задуматься: а насколько они внимательны к своему ребенку? Замечают ли его скрытые тревоги? Разделяют ли радости?..
В финале после поклонов артисты вышли со своими куклами на авансцену, чтобы юные зрители могли с ними пообщаться и пофотографироваться — от желающих не было отбоя! Актеры не уходили до последнего зрителя. И, думается, столь уважительное внимание театра к детям не напрасно — наверняка эти ребятишки захотят еще не раз прийти в театр.
Единственное, что несколько смазало впечатление от выступления «Буратто» в Красноярске, — неудачный выбор площадки. Объяснимо желание организаторов показать этот уникальный спектакль как можно большему количеству зрителей. Но большая сцена ТЮЗа — не лучшее место для камерной постановки. И сосредоточить в таких условиях внимание детей на том, что происходит на сцене, не так-то просто.
В традициях ТЮЗа
Московский театр «Вернадского, 13» моложе своих итальянских коллег. Официально ему всего десять лет, хотя как творческий молодежный центр он появился гораздо раньше — в 1987 году. На «Норильские сезоны» театр привез два спектакля — «По щучьему велению...» и «Сказку о странствующем принце, или Принцесса на горошине» (по мотивам сказок европейских писателей). Появление этого театра в фестивальной афише — единственное, что вызвало некоторое недоумение.
Обе сказки сделаны в привычных традициях старого советского ТЮЗа, со всеми их недостатками. Вроде бы в спектаклях этого театра все живенько и весело — яркие костюмы, задорные сказочные сюжеты с волшебством и превращениями. Но чуть ли не с первых же сцен все становится слишком понятно и предсказуемо. К тому же музыка, песни под фонограмму и танцы, «танчики» (как обычно с пренебрежением называют такой прием сами актеры) здесь вовсе не обязательная составляющая. Убери их из спектакля — что от этого принципиально изменится? Ничего. Подобные спектакли, сделанные как под одну кальку, к сожалению, до сих пор составляют большую часть детского репертуара театров нашей страны. Смотришь их — и складывается впечатление, что с детьми говорят на каком-то странном, неестественном языке. При нарочито утрированной или, наоборот, совершенно безликой интонации актерской игры. Выходишь с такой сказки — и моментально ее забываешь, на душе пусто... Чего совершенно не скажешь о спектакле «Играй, игрушка!», который хочется посмотреть еще и еще и привести на него всех друзей и знакомых.
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 24 (265)