Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Техника в быту

Техника в быту

26.08.2010
2

Старые уходят, новые не приходят

Розничный рынок бытовой техники активно перестраивается. Кризис изменил структуру покупательского спроса. Предложения ритейлеров, торгующих кухонными плитами и комбайнами, стиральными машинками, телевизорами, музыкальными центрами, потеряли былую актуальность. Хотя потеря рынка или уход с него крупных продавцов — следствие не только кризиса, но и плохого управления.

Арифметика

Более 80 магазинов в Красноярске предлагают покупателям бытовую техникуБолее 80 магазинов в Красноярске предлагают покупателям разного рода бытовую технику. Из них немногим больше 30 специализируются на этом направлении. У остальных товар просто присутствует на полках в ограниченном ассортименте. В три десятка входят и магазины, сплетенные в торговые сети, и одиночки. Семь брендов могут в полном праве претендовать на «звание» сетевых: красноярские «Быттехника» (сеть из пяти магазинов), «Видео-2000» (три магазина), торговый дом «Комфорт» (самая крупная сеть — семь магазинов), федеральные «Эльдорадо» (четыре магазина в Красноярске и один в Железногорске), «Альтернатива синицы» (четыре магазина), «Эксперт» (два магазина) и «М.видео» (два магазина). Среди одиночек — склад-магазин «Техника быта», магазин «Московский», гипермаркет «Центр электроники», периодически меняющий адреса: Телевизорная, Весны, теперь Калинина. Есть уж совсем специализированные, такие как «Встраиваемая техника», магазин холодильного оборудования «Бирюса» или магазины, предлагающие покупателям исключительно аэрогриль, например. Такие на рыночный расклад практически не влияют, поскольку любое специализированное предложение — по сути своей ниша.

Федералы

До недавнего времени присутствовали на красноярском рынке и другие федеральные сетевые игроки, такие как столичные компании «МИР» и «Техносила», новосибирская «Сибвез».

«МИР» — не только один из крупнейших отечественных ритейлеров бытовой техники, но и, пожалуй, один из пионеров этого сегмента российского бизнеса. Он создан в 1993 году в Москве, начинался с одного магазина. Сегодня сеть насчитывает 49 магазинов по всей России, из них только 17 в Москве. По крайней мере, так сказано на сайте компании. Там же декларируется, что «МИР» «планирует дальнейшее расширение, открывая все новые и новые магазины». О закрытии «старых» ничего не сказано. Тем не менее компания с красноярского рынка ушла, закрыв единственный магазин в торговом центре «Взлетка-плаза».

— О причинах можно гадать. Думаю, они ушли из-за того, что не очень грамотно выстроили управление на месте, — считает начальник отдела маркетинга компании «Видео-2000» Вячеслав Худоногов. — Хотя основная причина — «голова» у них заболела. Вся сеть пришла в упадок. А вот с чем это связано — не знаю.

«Техносила» — ровесница «МИРа», образована тоже в 1993 году. В Красноярске была одним из якорных арендаторов ТРЦ «Июнь». Развивает сеть магазинов по принципу гипермаркетов. Как сообщили в рекламном отделе компании головного офиса в Москве, сегодня у «Техносилы» 105-110 магазинов в России. На официальном сайте компании сказано, что она сегодня занимает примерно 9 % рынка бытовой техники в России и является одним из лидеров. В этом контексте закрытие магазина в «Июне» противоречит логике развития компании: в планах, как заявили в отделе рекламы, дальнейшее расширение. На вопрос — почему ушли из Красноярска? — нам ответили дважды. Сначала заявили, что единственный сотрудник департамента по связям со СМИ, в чьей компетенции этот вопрос, находится в отпуске.

Потом в отделе рекламы все же попытались поискать ответ. И нашли.

— У нас по этому поводу никаких комментариев нет, и давать мы их не будем, — вежливо сказала девушка, представившись менеджером по рекламе. На просьбу назвать имя и фамилию ответила: — Думаю, что официальная ссылка на мои имя и фамилию ни мне, ни вам не нужна.

Пока менеджер по рекламе искала ответ на вопрос, в ухо пел кто-то фирменную песенку: «Техно... техно... техносила — все для вас, техно... техно... техносила — каждый час». Такую же содержательную, как комментарий.

Новосибирцы оказались более щедрыми на слова. Директор по маркетингу корпорации «Сибвез» Елена Романова на тот же вопрос ответила:

— Компания ушла из Красноярска, потому что не устраивало помещение на улице Дубровинского, в котором размещался единственный магазин. Мы ушли временно. Будут интересные предложения по помещениям — обязательно вернемся.

Федеральная сеть «Эксперт» появилась в краевом центре позже всех. Компания развивается по франчайзинговой схеме. Именно поэтому сегодня эта сеть насчитывает, как указано на официальном сайте «Эксперта», 370 магазинов в разных регионах России.

— В каждом городе у нас свои партнеры, мы — только управляющая компания, — пояснила ассистент генерального директора Олеся Бурова.

Оценить позиции «Эксперта» в Красноярске она затруднилась, сказав лишь, что в планы компании входит расширение присутствия в регионе. От более подробных комментариев Бурова отказалась.

Вячеслав Худоногов, уверенно указывая на то, что «М.видео», «Эльдорадо» и «Эксперт» занимают лидирующие строчки на краевом рынке, при этом оценивает позиции «Эксперта» в Красноярске как довольно шаткие.

— Компания дышит на ладан, — категоричен он.

По-прежнему уверенно чувствует себя сеть «Эльдорадо», несмотря на информацию о налоговых нарушениях и периодически возникающие слухи о возможном закрытии или продаже. Гиперы «Эльдорадо», пренебрегая сервисом, как и раньше, берут ассортиментом и относительной дешевизной. Но получить качественную консультацию здесь практически невозможно. В лучшую сторону отличаются от этой сети питерская «Альтернатива синицы», свившая себе четыре гнезда в Красноярске, и московская «М.видео». Здесь консультанты менее раздраженно реагируют на покупателей и более квалифицированно объясняют преимущества и недостатки (даже так) той или иной позиции в ассортименте.

Местные

Среди местных компаний безусловный лидер по числу магазинов — торговый дом «Комфорт». Надо отдать должное маркетинговой политике компании — возможно, и в некотором смысле спонтанной: не заявляя о себе так широко и агрессивно, как в свое время «Быттехника», «Техника быта» или «Дом электроники», «Комфорт» обеспечил комфортом семь точек в Красноярске. Формат магазинов несколько отличается от конкурентов — он размыт, здесь наряду с залами самообслуживания присутствуют и «прилавочные» точки. Но свою долю рынка «Комфорт» отъедает и переваривает уверенно.

Оценки позиций «Быттехники», созданной в 1992 году, разные. Одни считают компанию Александра Трофимова по-прежнему сильной, другие сомневаются в этом. Практически все сходятся в одном: конфликт между братьями Евгением и Александром Трофимовыми, случившийся много лет назад и, как следствие, похоронивший одну из «Быттехник», которая принадлежала Евгению Трофимову, сослужил дурную службу и привел уцелевшую компанию в состояние неустойчивого равновесия. Евгений Трофимов, выстраивавший свою сеть гипермаркетов бытовой техники и электроники, в конце концов конвертировал активы в девелопмент. Запутавшаяся публика на время приостановила активность и понесла деньги в альтернативные магазины, в том числе федеральным конкурентам. Так или иначе, пять магазинов Трофимова по-прежнему торгуют. Какую долю рынка они занимают, выяснить не удалось, как не удалось, впрочем, получить такой оценки и по остальным игрокам. Во-первых, потому, что рынок активно меняется, во-вторых — его никто не изучает с этой точки зрения. Ну и в-третьих — как ни странно, ритейл быттехники — не самый прозрачный рыночный сегмент.

Откровенно подражательно выстроила свой бизнес компания «Техника быта», создав очень похожий на «Быттехнику» дизайн, включая цветовую гамму. Это, однако, не помогло: склад-магазин на Семафорной — сегодня единственный факт присутствия компании на рынке. Ассортимент и набор брендов производителей привычен, но линейка по длине заметно уступает конкурентам.

По мнению экспертов, из числа местных игроков после «Быттехники» наиболее стабильны позиции у компании «Видео-2000». Она отличается и достаточно высоким качеством сервиса, и гибкостью предложения.

Новое

— Кризис не очень заметно изменил структуру покупательского спроса на нашем рынке, — говорит Вячеслав Худоногов. — Лишь немногие позиции пришлось сократить.

По его словам, сегодня бороться за потребителя с помощью кредитных «зазывалок» уже нет смысла: покупатель все-таки предпочитает платить наличными, не очень доверяя кредитным программам.

По-настоящему новое на рынке — сегодня практически каждый игрок успел открыть свой интернет-магазин.

— Более того, — говорит Худоногов, — есть и такие виртуальные магазины, которые вообще не имеют витрины, прилавка, склада в реальности. Есть офис, компания размещает в сети предложение, покупает по заявкам оптовую партию — и продает ее в розницу.

Затраты — минимальны, доход — по максимуму. Отсюда — конкурентное преимущество.

По прогнозам экспертов, рынок и дальше будет развиваться лениво. Новых федеральных игроков здесь не ждут. Местных, впрочем, тоже.

— С нуля начинать этот бизнес трудно, — резюмирует Вячеслав Худоногов. — Здесь очень легко потерять деньги.

Василий Казарин, «Вечерний Красноярск» № 33 (274)

Рекомендуем почитать